Рамки дозволенного

Что такое детская жизнь не по правилам? Это и есть их будущая взрослая жизнь. Родители учат своих детей жить по одним «законам», а жизнь потом заставляет их жить по другим, где есть место и каше из топора, и кастрюлям на голове, а порой даже и валянию в грязи.
Мы учим детей жить, как хотелось бы. А сами живем, как можем. И они будут жить, как могут. И важно, чтобы ребенок знал, что шаг влево, шаг вправо — это не побег, а поиск себя. И он не страшен, а необходим.

Рамки дозволенного

Современное поколение родителей — то самое «поколение Пепси». Оно очень хорошо помнит свое детство и не желает с ним добровольно расставаться. Да и зачем расставаться с тем, где легко и весело, где нет правил и условностей?

Мы получили свободу от «домашнего рабства» — за нас стирают машины-автоматы, на кухне хозяйничают мультиварки, посудомоечные машины и микроволновки. Бардак в доме уже не считается чем-то недопустимым — скорее вызовет недоумение идеальная чистота: вы что, дома целыми днями сидите?

В свободное время мы катаемся на роликах, коньках, велосипедах, играем в пейнтбол, участвуем в реконструкциях исторических событий и чемпионатах района по игре в «Мафию». Мы бьемся в клановых компьютерных битвах и не считаем это детской забавой. Мы одеваемся в футболки с мышатами и розовые шорты вне зависимости от пола и возраста.

Чем моложе поколение, тем оно свободнее и тем меньше отличается от принятого ранее «стандарта взрослого». Старшие поколения смотрят на младшие и тоже получают собственного бесенка в ребро. Подобную же модель поведения мы перекладываем на наших детей — разрешено все, что не запрещено.

Непедагогично?

Но есть такое слово — «воспитание». Детей мы должны воспитывать. Иначе никак — аукнется нам же самим. Приходится искать золотую середину и в поисках стараться не сломать ту самую палку, которую можно лишь отчасти перегнуть.

В одном детском саду дошкольный педагог на протяжении двадцати минут проводил воспитательную беседу с молодой мамой, пришедшей за своим двухлетним сыном: «Ваш ребенок катал машинку по стенам и спинкам стульев. Объясните ему, пожалуйста, что так делать нельзя, что машины могут ездить только по горизонтальным поверхностям — ваш ребенок дезориентирован в пространстве». Воспитательница требовала этого на полном серьезе, забывая быть логичной до конца — если следовать ее рассуждениям, машин в помещении вообще быть не должно, ровно как и медведей с волками — впору отнести все плюшевые игрушки в соседний лес и оставить под ракитовым кустом.

Воспитательница требовала выполнения «правил» по всем канонам полученного педагогического образования. Но педагогика имеет свойство периодически давать сбой. А неправильное, непедагогическое зачастую может воспитать человека лучше и научить большему, чем нечто, отвечающее всем законам образцового воспитания.

Почему-то считается, что «неправильные» песни научат ребенка неправильному лексикону и привьют неправильные ценности. Однажды мою маму в дверях встретила новая воспитательница и очень эмоционально удивлялась репертуару исполняемых мной песен. Если быть точной, не устроила ее всем известная «Мурка». Та самая, где «Мурка, ты мой муреночек, Мурка, ты мой котеночек». Детям блатные песни знать, вроде как, не положено, непедагогично, и вообще, аморально. Опустим факт, что то были времена дефицита, и радовались люди тогда любым аудиозаписям, лишь бы к магнитофону подходили. А воспитательница с ужасом думала об аморальном воспитании в семье и переживала о том, что маленькая девочка всей душой полюбит блатную культуру или же испугается кровавых ужасов, о которых напевал исполнитель.

Но ребенок в моем лице ничего такого не видел! В песне ведь говорилось о несчастном котеночке, который убегал по снегу от злого дяди. А дядя? А дядя был очень плохой и злой. На финальных аккордах я рыдала и всей душой переживала за судьбу всех бездомных котят мира. Что же получается? То, что должно было воспитать во мне жестокость, почему-то воспитывало во мне такие чувства, как сострадание и жалость.

Дети — не взрослые, дети все выстраивают на свой лад, опираясь на личный опыт. А в детском опыте, чаще всего, доминируют киски, собачки и прочие сказочные персонажи. Если же в опыте преобладает кровь, бандиты и другие несчастья, то работать нужно совсем не над песнями.

То же касается и «неправильных» сказок. «Муха-Цокотуха» совсем даже не садюшка-чернушка, каковой ее принято считать сейчас. И пугает она своими кровожадными подробностями нас, взрослых. Для детей это просто история любви, где главный герой — герой во всех смыслах, а пауку так и надо. Кто-нибудь сохранил воспоминания детства о том, как после сказок Чуковского хотелось забиться от страха под кровать, а паук начинал посещать каждый мало-мальски значимый кошмар? Вряд ли. Все ужасы идут от разума, а дети живут чувствами и ими же воспринимают сказки.

«Неправильные» цвета. Считается, что лисичку нужно раскрашивать строго оранжевым цветом, зайца серым, а медведя коричневым. Но при этом почему-то зеленый волк с оранжевыми лапами выглядит намного позитивнее. И оранжевые лапы совершенно не означают незнание материальной части, они скорее выражают доброе отношение к нарисованному существу и отсутствие страха перед ним — разве способен волк с фиолетовыми ушами причинить нам какой-либо вред? Разноцветный — значит, счастливый. «Он в радуге искупался», — как говорит моя дочка.

Если же всегда красить лис оранжевым, а лягушек зеленым, то не исключено разочарование при личном знакомстве с данными персонажами. Первая окажется не такой уж и рыжей, а вторая, зачастую, вовсе не зеленой.

«Неправильные игры» вроде как могут дезориентировать по жизни, а баловство приведет к аморальному поведению в будущем. Игры играм рознь, да и баловство разным бывает. Бесконтрольное баловство — приведет, игры в гестапо — тоже могут. Но вот вмешательство педагогики в каждую игру «не по правилам» и в каждый веселый визг однозначно излишне. Есть огромное количество ситуаций, предметов и категорий, которые лучше педагогикой не омрачать, а доверить их детям.

Ограничения?

Правильная игра или неправильная? Можно или нельзя? Категорически или периодически? Это легко понять, если проанализировать ситуацию по нескольким пунктам:

1. Безопасно ли это для жизни и здоровья ребенка и окружающих?

2. Насколько нам важны вещи, над которыми ребенок хочет произвести некоторое действие? Готовы ли мы их лишиться полностью или частично?

3. Имеются ли у нас самих силы через некоторое время ликвидировать последствия игры — собрать, отмыть и разложить все по местам?

Мама отвернулась на секунду к раковине, а ребенок достал из шкафа пачку макарон и имеет явное намерение распотрошить ее и распространить по всей квартире? Первая мысль, конечно же, — нельзя! Макароны нужно есть, а не распространять. Это заговорил взрослый. У взрослого есть правила, он знает, как правильно использовать макароны, крышки от кастрюль и шнурки от ботинок.

Как только появляется желание пресечь, запретить, отобрать макароны и крышки, стоит взять себе пятисекундный брейк. Чем это грозит? Почему я против? У меня нет сил ликвидировать последствия? Или же так нельзя делать просто потому, что так не делают взрослые? Дети — не взрослые, они успеют еще нажиться по нашим правилам, когда полностью исчезнет интерес к исследованиям внутренностей чайных пакетиков с предварительно оторванными ярлычками.

Что касается вреда для окружающих, то к таковому порой можно приравнять и рассыпанную в пятый раз за день манку, одновременно с которой пряжа натягивается между всеми стульями кухни и креслами гостиной, устраивается бассейн в туалете, террариум на балконе и рок-концерт с привлечением пустых ведер. Когда маму выводят из себя в пятидесятый раз за день и вынуждают ее устраивать двадцатую генеральную уборку — да, такое положение вещей классифицируется как однозначный вред и требует немедленного поиска компромисса.

Компромисс чаще всего заключается в смене деятельности.

«Давай мы сегодня постараемся не вырывать цветы из горшков, а вместо этого посадим луковички на блюдечке, и в ближайшие два дня у нас на подоконнике обязательно появится Чиполлино».

«На обоях рисовать сейчас не модно, предлагаю вооружиться акварелью и перебраться в обложенную кафелем ванную комнату».

«Честное слово, внутри у медведя сплошная вата, а вот подружку мы ему запросто можем смастерить хоть из ткани, хоть из ниток».

Правила?

Как уже говорилось выше, правила в воспитательном процессе должны существовать обязательно. Правила — это, прежде всего, безопасность и уверенность. Уверенность в нерушимости и непоколебимости окружающего мира.

Если вчера человеку благодушно разрешили скакать на родительской кровати, задевая косичками потолок, то сегодняшний запрет на ту же самую процедуру вызовет как минимум недоумение, а как максимум — разочарование во всех взрослых: непонятно, что ждать от них завтра, и почему сегодня все не такое, как вчера.

Правила должны быть понятны, едины и постоянны:

1. Общепринятые правила, записанные и обязательные для исполнения всеми категориями граждан. Правила дорожного движения, общественного порядка (шум после десяти вечера в том числе), законы страны и заповеди Божьи. Эту категорию нарушать нельзя никому и никогда.

2. Правила родителей каждая семья устанавливает для себя отдельно. Если у мамы аллергия на одуванчики, то этими «правилами» уличные букеты исключаются из списка гостей. В другой семье бабушка страдает сердечным недугом, и флакон с каплями, появившийся на ее тумбочке, будет служить сигналом отбоя — сегодня вечер без кавалерийских подвигов.

3. «Форс-мажоры». На такой случай должен быть сигнал «стоп» — родители сказали «Останавливаемся», значит, так оно и есть. Но при этом ребенку необходимо получить разумные объяснения: «На сегодня ты изгрыз достаточное количество моей губной помады, еще пара укусов — и может заболеть животик». Молчаливое изъятие помады из цепких детских ручек приведет лишь к обиде или громкому плачу. Изъятие, сопровождающееся криками и наказаниями, тоже объяснит ребенку немногое: малыш увидит бурные эмоции родителей, а услышит лишь громкий звук — суть проблемы через такую плотную завесу до него может и не добраться.

4. Ситуационные ограничения. Дома можно скакать по кроватям, скатывать в трубочку ковер, переворачивать стулья и столы вверх ножками, но в детском саду, школе и гостях такое поведение недопустимо. В бане воду можно лить на пол, на стены, потолок и друг на друга, водой можно обливаться на реке и море, в квартире же следует поберечь соседей снизу и ремонт в собственных комнатах.

Но так случается, что иногда установленные правила приходится нарушать. Без исключений правил не бывает. И чаще всего такие исключения связаны со здоровьем.

Нельзя есть руками. Нельзя. Но как быть, если каждый прием пищи напоминает День взятия Бастилии, а ребенка сдувает ветром на пути до ближайшей песочницы? Лучше уж руками, чем вообще никак.

Нельзя смотреть мультфильмы дольше получаса в день. Нельзя. Но если мама лежит с температурой под сорок, слезящимися глазами и лающим кашлем, то круглосуточный просмотр телевизора в изолированной комнате принесет гораздо меньший вред, чем активные игры рядом с маминой подушкой.

Баловство?

Ну, и напоследок несколько самых популярных детских забав, некоторые из которых порой очень хочется запретить, но мы не будем, правда?

Дома обязательно нужно повыкидывать из шкафов всю одежду и посуду, а потом громко в течение часа распевать бессмысленные песни из серии «что вижу, про то пою». Устроить дикие пляски на столе и попытаться пройтись на ушах. Сварить кашу из всех имеющихся в наличии пазлов и мозаики. Вкуснейшая каша, на самом деле!

На улице можно сварить уже суп: из грязи, камней и травы. В той же грязи или песке стоит хорошенько поваляться, а при наличии луж вполне логичным будет обретение в них временного пристанища. Мягкие игрушки тоже можно выгуливать в любую погоду, главное, выбрать самых отважных плюшевых представителей.

Супермаркет — отличное место для того, чтобы посадить ребенка в продуктовую тележку и промчаться на скорости из одного конца магазина в другой. Или поднять всем настроение громкой песней, а чужому дяде и красивой тете показать озорной язык. Дядя с тетей обязательно улыбнутся, и возможно даже, покажут языки в ответ.

***

Что такое детская жизнь не по правилам? Это и есть их будущая взрослая жизнь. Родители учат своих детей жить по одним «законам», а жизнь потом заставляет их жить по другим, где есть место и каше из топора, и кастрюлям на голове, а порой даже и валянию в грязи.

Мы учим детей жить, как хотелось бы. А сами живем, как можем. И они будут жить, как могут. И важно, чтобы ребенок знал, что шаг влево, шаг вправо — это не побег, а поиск себя. И он не страшен, а необходим.

Автор: Марина Танцырева



Код для вставки на форуме:
Текст сообщения*
:) ;) :D 8) :( :| :cry: :evil: :o :oops: :{} :hard: :green: :cat: :asian: :yellow: :niger: :ok: :queen: :blind: :megafon: :king: :sick:
Загрузить изображение
 
Работает на "1C-Битрикс: Управление сайтом"
Материалы, представленные на сайте, взяты из открытых источников. Информация используется исключительно в некоммерческих целях. Все права на публикуемые аудио, видео, графические и текстовые материалы принадлежат их владельцам. Если вы являетесь автором материала, и есть претензии по его использованию, пожалуйста, сообщите об этом.




Яндекс цитирования