Хорошо ли ребенку в детском коллективе?

Хорошо ли ребенку в детском коллективе? 04.12.2014

Хорошо ли ребенку в детском коллективе?

Когда ко мне в группу зашла заведующая детским садом с каким-то вопросом, Марина без тени смущения встала между нами и, обращаясь ко мне, громко сказала: «Не разговаривай с ней, разговаривай со мной!» Я прошу: «Марина, сейчас тебе нужно немножко помолчать, а нам поговорить» «Почему мне помолчать, а вам поговорить?» — Марина и «помолчать» несовместимы.

Делюсь вечером с родителями своими наблюдениями: «Марина требует безраздельного внимания»

Папа эмоционально закивал, в его глазах читалось: «Вы тоже! Вы тоже это заметили!», а вслух он сказал:

- Это реальная проблема! Мы не можем дома поговорить друг с другом, потому что Марина тут же перебивает! Она требует, чтобы слушали только ее, а сама говорит безумолку. Обсудить с женой какие-то вопросы мы можем только после того, как уложим Марину спать.

На следующий день мы делаем с детьми коллективную творческую работу «Цветочный ковер» На большой ватман зеленого цвета наклеиваем цветы, заранее вырезанные мной из цветной бумаги. Их очень много. Они отличаются по цвету и размеру. Дети могут сами выбрать, какой цветочек и куда наклеить. В этой простой арт-терапевтической работе очень диагностично раскрываются характеры детей. Вилена – яркая девочка с лидерскими задатками – выбирает ярко-алый крупный цветок и лепит его в самый центр, потом поворачивается к подружке Олесе и командует: «А ты вот этот желтый рядом приклей» Олеся слушается. Она всегда слушается Вилену. И это меня смущает. Вилена придумывает правила игры и диктует их Олесе. А Олеся не смеет отказать. Я только по глазам Олеси могу догадаться, нравится ли ей предложенная игра. Я спрашиваю: «Олеся, ты хочешь в это играть?» «Нет»- шепотом отвечает Олеся, боясь обидеть Вилену. Вот и сейчас я останавливаю лидерский порыв Вилены: «Не командуй. Пусть Олеся сама выберет цветочек.» Олеся в нерешительности замирает. Ее рука уже тянулась за желтым цветком и зависла после моих слов. Олеся выбирает небольшой нежно-розовый цветок и клеит его в уголочек листа. Чем меньше у ребенка лидеских задатков и желания быть в центре внимания, тем меньше цветочек и дальше от центра.

- Почему ты не клеишь цветок? – спрашивает меня Марина.

Она уже выбрала себе маленький ярко-малиновый цветок, но почему-то не спешит наклеивать.

Действительно, на этой поляне цветов мне тоже нужно найти место. (Однако, отмечаю я, в творчестве, как и в реальной жизни, Марина манипулирует взрослыми) Я выбираю самый большой цветок. Больше, чем у Вилены. Странно, что она его не взяла. Или не странно, а наоборот нормально, Вилена оставила его для меня, признавая за мной авторитет воспитателя. Как только я размещаю свой большой цветок на поляне, Марина клеит на него сверху свой ярко-малиновый. Я помню из школьного курса биологии, что есть такие растения-паразиты, которые поселяются на других растениях и питаются за их счет. Да, есть ощущение, что за вчерашний день эта крошка выпила всю мою энергию. Что-то надо с этим делать… Цветов осталось много, и я предлагаю Марине наклеить еще цветочек. Марина выбирает очередной маленький цветочек, на несколько секунд задумывается, и приземляет свой цветок поверх большого цветка Вилены. Почему же эта девочка не клеит цветок на свободное пространство, а только на чей-то цветок? Постоянная потребность в чьем-то внимании? Похоже на установку: «Я не могу быть отдельно от кого-либо» Однако это идея: поручить Вилене шефство над Мариной. Немного освободятся мои уши от Марины и Олеся от лидерского натиска Вилены. Арт-терапевтические упражнения не только позволяют провести диагностику, но и подсказывают выход из сложной ситуации»

Это отрывок из моей книги «Детки в садике. Детский сад глазами педагога и психолога»

Я работала воспитателем в детском саду как раз в то время, когда училась на курсах по арт-терапии. В эффективности методов арт-терапии я убедилась на практике, применяя их для облегчения адаптации, сплочения детского коллектива, для работы с негативными детскими эмоциями и детскими конфликтами.

Дома родители тоже могут провести диагностику и понять, хорошо ли чувствует себя ребенок в детском коллективе. Можно сделать аналогичную аппликацию, только дома ваш ребенок будет сам выбирать и располагать цветочки для каждого ребенка из группы. Тревожный сигнал, если цветочек вашего ребенка будет расположен далеко-далеко от всех, в некой изоляции (друзей нет, никто со мной не играет, я хочу быть подальше от всех). Или он, разместив всех на листе, вообще не захочет приклеивать свой цветочек (я совсем не хочу туда). Или для остальных цветов-детей он будет выбирать темные мрачные цвета (мне все неприятны). Или он сначала приклеит свой, но потом остальные цветы его закроют (меня никто не замечает).

1937799-13751731c2878707Это упражнение хорошо тем, что подходит даже для малышей, которые еще плохо держат карандаш в руке и не смогут нарисовать, не смогут словами объяснить, что чувствуют. Детей постарше можно просто попросить нарисовать детский сад или школу. Этой инструкции достаточно. Дальнейшие разъяснения, что и как рисовать, будут мешать диагностике. Хорошо, если ребенок нарисует себя, держащимся за руки с другими ребятами. Нарисует рядом педагога. И все улыбаются. Даже если это момент урока, и дети нарисованы за партами — все равно улыбаются.

Тревожно в следующих случаях:

Это лишь два варианта диагностики. Их можно придумать множество, если знать общие принципы арт-терапии и базовые техники.


Информация скопирована с сайта Анна Быкова, http://annabykova.ru/


Теги: 

Код для вставки на форуме:
Текст сообщения*
:) ;) :D 8) :( :| :cry: :evil: :o :oops: :{} :hard: :green: :cat: :asian: :yellow: :niger: :ok: :queen: :blind: :megafon: :king: :sick:
Загрузить изображение
 

Информация с сайта "Мама для мам" mam2mam.ru