Рисунки природы. Как превратить прогулку на свежем воздухе в развивающее занятие. Экипировка художника

Рисование в походных условиях имеет свою специфику, и чтобы эта затея принесла максимум пользы и удовольствия, к ней нужно подготовиться заранее. Что же понадобится маленьким «импрессионистам»?

Портативный мольберт – небольшие складные мольберты из пластика продаются практически во всех магазинах товаров для детского творчества. Он сделает процесс рисования более удобным: бумага не будет улетать, кисточки и краски удобно расположатся на подставке. К тому же, стоя у мольберта на лесной опушке или речном берегу, малыш почувствует себя настоящим профессионалом. Краски – для самых маленьких подойдут пальчиковые, детям постарше можно предложить писать акварелью, которая как нельзя лучше подходит для нежных весенних и летних этюдов.

НАШ СОВЕТ: если на пикник собирается большая детская компания, купите плакатные краски в больших бутылках и наливайте их желающим в одноразовые стаканчики. Кисти – вряд ли малыш станет долго выписывать мельчайшие детали тоненькой кисточкой: слишком много вокруг других интересных дел. При помощи больших широких кистей (помимо художественных, можно взять даже небольшие малярные) можно быстро создать яркие пейзажи. Маркеры и мелки – толстые, яркие, они сделают картины более выразительными. Бумага – лучше всего взять бумагу для акварели формата А4, намочив которую, можно в считанные минуты создать эффектные работы. Фартук – если вы не готовы переодевать своего «художника» с головы до ног, стоит прихватить с собой фартук или специальный рабочий халатик (такие встречаются в отделах товаров для детского творчества).

МАКРОКОСМ И МИКРОМИР

Рисовать с натуры, на природе – совсем не то же самое, что дома или на занятиях в садике. Самое главное здесь – наблюдательность и спонтанность: никогда нельзя предугадать заранее, что именно увидишь интересного и необычного в лесу или на берегу реки, а значит, придется на ходу выбирать и ракурс, и композицию, и средства художественной выразительности. Расскажите малышу, что сегодня вы будете рисовать с натуры, как настоящие художники, и предложите ему внимательно посмотреть вокруг себя в поисках достойного объекта для изображения.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: дети 3–4 лет обычно изображают на своих рисунках не столько окружающий их мир, сколько самих себя и значимых для себя персонажей, реальных или вымышленных. Природа, если и появляется в их спонтанных рисунках, служит скорее декорацией, чем самоценным объектом. Часто дети даже не догадываются, что можно нарисовать то, что видишь: красивое дерево, реку, закат. Поэтому малышу, возможно, понадобится объяснить, что именно вы от него хотите. Макрокосм – на пленэре можно порисовать с размахом: нежно-зеленый дальний лес на горизонте, широкий луг с яркими проблесками первоцветов, розовое от заката небо во весь лист, медлительно струящаяся река – их широта и необъятность завораживают городского ребенка, а никаких особых художественных навыков не требуется: всего лишь несколько широких ярких мазков, и пейзаж готов. Микромир – буквально у себя под ногами тоже можно найти немало достойного изображения: хрупкий трилистник первоцвета, упругая ослепительно-зеленая травинка, по которой важно ползет куда-то деловитая божья коровка, четкая графика березовой ветки в дымке новорожденной листвы.

КОЛЛЕКТИВНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Если на пикник собралась большая детская компания, можно попробовать нарисовать на память о поездке коллективный шедевр. В качестве «полотна» подойдет одноразовая бумажная скатерть или прихваченный из дома рулон старых обоев. Рисовать на нем лучше всего скомканными салфетками, поролоновыми губками или просто руками.

ПОДБИРАЕМ ПАЛИТРУ

Природа полна тончайших оттенков синего, зеленого, голубого и коричневого. Пленэрные этюды – это замечательная возможность научить кроху отличать, называть и подбирать нужные оттенки. Прежде чем начинать рисовать, обсудите с крохой, какого цвета небо, трава, деревья. Посмотрите, какого на самом деле цвета вода у песчаного берега, у бурной стремнины и в тихой заводи, где над речкой склоняются зеленые ветви деревьев. Попробуйте вместе сосчитать, сколько оттенков красного на закатном небе. Научите малыша смешивать краски, чтобы получить нужный оттенок.

ВАЖНО: если кроха настаивает, что непременно будет рисовать красную реку и синие деревья, не разубеждайте его – художник имеет право на индивидуальное видение мира.

ТВОРЧЕСКИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ

Необычная творческая атмосфера располагает к смелым экспериментам. Предложите крохе освоить новые художественные приемы. Цветовые пятна – толстыми кистями на лист наносят широкие, смелые мазки различных оттенков, а когда работа подсохнет, тоненькой кисточкой или даже просто маркером прорисовывают отдельные детали. Чтобы создать интересную и сложную фактуру, можно попробовать рисовать и другими инструментами: скомканными бумажными салфетками или оберточной бумагой, поролоновой губкой для мытья посуды, пучком прошлогодней травы, еловой веточкой. Влажная техника – на листе бумаги, увлажненном при помощи губки, рисуют акварелью или сильно разведенной гуашью. Рисовать нужно очень быстро, так что этот метод подходит для коротких экспрессивных зарисовок. Весенний лес, нарисованный в этой технике, будет выглядеть особенно нежным и прозрачным. Техника импрессионистов – краску наносят тонкой кисточкой маленькими мазками, «точечками» разных оттенков одного и того же цвета. В результате изображение получается сложным, объемным и многогранным. Кстати, в этой же технике можно рисовать и пальчиками, эффект будет еще интереснее. Техника коллажа – на фон, нарисованный густой, неразведенной гуашью лепят цветы, травинки, семена. Когда все высохнет, маркером прорисовывают отдельные детали.

НАШ СОВЕТ: чтобы приклеенные детали не осыпались, дома готовую работу стоит закрепить лаком для волос сильной фиксации. Дома обязательно сделайте для всех работ паспарту и вставьте их в рамки. Вот увидите: даже самые неумелые детские работы приобретут вид музейных шедевров.

В НЕОЖИДАННОМ РАКУРСЕ

Предложите малышу сделать несколько этюдов одного и того же объекта, например симпатичной молоденькой елочки, с разных ракурсов:

– снизу вверх, лежа на травке;

– сверху вниз, сидя на нижней ветке разлапистого дерева или на плечах у папы;

– через щелочку, например между сросшимися стволами деревьев, – так малыш совершенно по-новому увидит знакомый пейзаж;

– вверх ногами – придется сначала понаблюдать за объектом, сделав «мостик» или свесившись вниз головой с рук кого-нибудь из старших, а потом перевернуться в исходное положение и зарисовать свои впечатления.

Автор: Ася Штейн - специалист по детскому развитию (мама троих детей)

Опубликовано в журнал "Мой маленький" июнь 2013



Код для вставки на форуме:
Текст сообщения*
:) ;) :D 8) :( :| :cry: :evil: :o :oops: :{} :hard: :green: :cat: :asian: :yellow: :niger: :ok: :queen: :blind: :megafon: :king: :sick:
Загрузить изображение
 
Работает на "1C-Битрикс: Управление сайтом"
Материалы, представленные на сайте, взяты из открытых источников. Информация используется исключительно в некоммерческих целях. Все права на публикуемые аудио, видео, графические и текстовые материалы принадлежат их владельцам. Если вы являетесь автором материала, и есть претензии по его использованию, пожалуйста, сообщите об этом.




Яндекс цитирования