Лидер в переводе с английского означает "ведущий, первый, идущий впереди". Лидерство – это внутреннее состояние - необходимо быть естественным и свободным в первую очередь душой, а уже в обществе лидерство будет проявляться и подтверждаться, потому что коллектив без лидера немыслим. В любой группе рано или поздно возникает постоянный лидер.
Существует две формы постоянного лидерства:
Формальный лидер руководит людьми, а неформальный влияет на людей и работает вместе с ними. Для дела и для коллектива самым оптимальным вариантом является случай совпадения лидерства и руководителя в одном лице.
Иногда лидерство зависит от ситуации, и тогда лидером может стать практически любой человек, наделенный в нужный момент необходимым качеством: так на «Конкурсе эрудитов» лидером станет интеллектуал, а среди заблудившихся в лесу людей - тот, кто умеет ориентироваться и т.д.
Но всё же если говорить о постоянном лидерстве, то, согласитесь, авторитетом может стать не каждый. Тогда каков же он, идеальный лидер, и совокупностью каких качеств он должен обладать?
Итак, что же из всего вышеперечисленного можно отнести к врожденному, а что можно сформировать? Энергичность, увлеченность и способность передавать это окружающим, безусловно, закладывается при рождении. Некоторым детям от природы свойственны любознательность и быстрота реакций, любовь к людям, жизни и работе, и достаточно только стимулировать и поддерживать в ребенке все эти качества, чтобы они стали неотъемлемой частью его личности. Остальное – уверенность в себе, ответственность, умение принимать решение, выполнять запланированное, творческие и умственные способности, компетентность и мн. др. – можно развить и воспитать.
Возвращаясь к вопросу нашей темы, правильнее было бы сказать, что лидерами не рождаются, а рождаются с определенными задатками для лидерства. Только потом под влиянием условий жизни и характера воспитания лидерами либо становятся, либо не становятся. Также по мере взросления и приобретения опыта постепенно повышается способность лидировать.
Лидерами в полном смысле этого слова становятся далеко не все, что, согласитесь, не так уж и плохо. При кажущейся заманчивости положения лидера – признание, уважение, внимание, определенный статус в обществе, последователи – есть и обратная сторона медали:
Но в любом случае для того чтобы быть востребованным в нашем современном высококонкурентном обществе как в жизненном, так и в профессиональном плане, нужно помочь ребенку понять самого себя и осознать свою индивидуальность, развивая заложенный в нем огромный потенциал и воспитывая лидерские качества в сочетании с гибкостью и чуткостью. Только растить надо не целенаправленного лидера, а хорошего человека с лидерскими качествами. Ведь уверенность в себе, коммуникабельность, умение общаться, трудоспособность, устойчивость к стрессам, целеустремленность никогда не окажутся лишними и помогут ребенку проявить себя с лучшей стороны во многих жизненных ситуациях.
Итак, если ваш ребенок обладает врожденной энергичностью и особой притягательностью, то у него есть все шансы стать лидером, за которым пойдут другие. Если природа обделила вашего сына или дочь лидерскими потенциалами, но вы сможете вырастить его самодостаточным человеком с крепким внутренним стержнем, то ваш ребенок станет Настоящей Личностью, что сделает его привлекательным для большинства людей, а возможно и лидером.
Если вы решили воспитывать в ребенке лидерские качества, то важно уберечь его от развития в нем эгоистичности, завышенной самооценки, звездности, демонстративности, хвастливости, амбициозности, манипулятивности другими, болезненного восприятия своих неудач.
1. Успешность и уверенность в себе
Попадая в различные ситуации и имея возможность проявить свою детскую активность, ребенок начинает ощущать уверенность в своих силах, а заодно приобретает опыт преодоления препятствий. Еще вчера он не мог, а сегодня получилось, причем сделал он это сам! Такое чувство успешности окрыляет, и ребенок с удовольствием двигается вперед.
2. Общительность и оптимистичность
Обычно общительные дети, которые легко сходятся с другими людьми, любят общество и умеют хорошо говорить, пользуются популярностью у других детей. Но важно научить ребенка именно положительному общению, в первую очередь, в семейной обстановке.
3. Трудолюбие, целеустремленность и ответственность
Если в семье принято трудиться и ребенка привлекают к домашним делам, он будет расти деятельным и работоспособным.
Если ребенок привык трудиться, он и в школе будет стремиться хорошо учиться. А ведь в наше время так важно дать ребенку достойное образование.
4. Нравственность
Очень важно, чтобы у ребенка с самого детства были заложены нравственные и эстетические понятия: говорить вежливо, не драться, не обижать, не брать без разрешения чужие вещи, знать что добро порождает добро, а зло – зло. Как и многому другому, ребенок учится этому только в семье: любви, доверию, привязанности, симпатии, доброжелательности, честности, правдивости, справедливости, благородству, чувству собственного достоинства, умению откликаться на боль, огорчения, переживания других людей, понимать настроение других людей, прислушиваться к их мнениям и желаниям, оценивать себя и поступки других людей.
5. Сфера деятельности
Внимательно присматривайтесь к увлечениям ребенка. Нужно развивать в ребенке те свойства, к которым у него есть склонности и которые бы выгодно отличали его от остальных и помогли бы в дальнейшем стать успешным в одной из этих областей:
Ребенок будет чувствовать себя в детском коллективе более надежно, успешно и увереннее, если у него будет ощущение тыла, семьи и дома. Настоящего лидера можно вырастить только там, где у ребенка есть стимулы для собственного роста.
Автор статьи: Дарья Колдина
Источник: http://shkola7gnomov.ru/
Информация с сайта "Мама для мам" mam2mam.ru