Можно ли научить ребенка трудиться?

У нас на занятиях есть много разных игр и заданий, не все они даются детям одинаково легко.
Одним детям легко складывать узоры из кубиков или мозаики, другим - не очень.
Кто-то запросто может написать своё имя или зарисовать по клеточкам картинку из палочек, а для многих это сложная задача.

Кто-то легко придумывает свои задачи по аналогии, но это не всем легко даётся.

Так или иначе, мы стараемся подбирать такой уровень заданий, чтобы многие справлялись, но не слишком легко.

А значит, на каждом уроке случаются ситуации, когда кто-то из детей не смог, не понял, не до конца разобрался.

Одни дети в такой ситуации расстраиваются или сердятся.

Другие спокойно пробуют до тех пор, пока не разберутся.

Третьи смотрят, как сделали остальные - и "списывают".

Кто-то спрашивает у соседа или говорит: "Я не понял, помогите мне, пожалуйста!"

А есть дети, которые просто бросают, и дальше не предпринимают никаких попыток, показывая всем своим видом, что им и не больно-то хотелось.

В целом, как я понимаю, у каждого из людей есть свои "любимые" способы реакции на препятствие или трудность.

Вот вы как обычно реагируете, если у вас на пути возникает какое-то затруднение?

  • Можно привлекать силу или интеллект 
  • Можно делать вид, что проблемы нет 
  • Можно звать на помощь друзей и партнёров 
  • Можно пытаться так или иначе обойти препятствие 
  • Можно злиться и ругаться 
  • Можно сделать вид, что вам туда не надо 

Есть ещё вариант: отложить проблему, отодвинуть её на задний план - и дать ей "повариться в голове", а потом вернуться позже и предпринять новую попытку. К сожалению, не часто школьные уроки дают такую возможность - долго самостоятельно обдумывать задачу, которая не решилась.

Родители и учителя торопятся "разжевать" и объяснить понятно, а дети лишаются радости самостоятельно найденного решения.

Интересно, что "любимая" реакция у многих людей, похоже, заложена исходно, и года в 2-3, уже на уровне "кто-то сломал в песочнице мой куличик" - уже проявляется.

  • Один молча лепит новый куличик. 
  • Другой молча лупит обидчика лопаткой. 
  • Третий идёт жаловаться маме. 
  • Четвёртый пытается договориться - и строить куличики вместе. 
  • Пятый перестаёт строить куличики, и идёт на качели. 

Родители, которые привыкли решать проблему сами, ужасно удивляются и огорчаются, если их ребёнок регулярно выбирает тактику "раз возникла проблема, то я просто перестану пытаться это делать!"

-Ну почему он не старается?

-В кого он такой лентяй и бездельник?!!

-Можно ли научить его трудиться? Представляете, он так во всём, в играх, в танцах - в любых занятиях!!

Насколько я могу судить, полностью изменить предпочитаемый способ решения проблем - сложно.

Но можно научить детей как минимум пользоваться ещё какими-то способами, звать на помощь и сообщать о возникновении проблемы.

А ещё можно придумывать для ребёнка посильные маленькие задачи, и всячески поощрять доведение задачи до конца.

Вы сами лучше знаете, что по силам вашему ребёнку.

Один в 3 года может нанизать браслет из бусин, другой и в 5 лет с таким не справится, наденет 2 бусины - и бросит.

Выбирайте задания, которые сделать реально, но надо хоть немного посидеть, сверх того, что обычно для вашего ребёнка - и всячески подчёркивайте, что вы видите, как ему сложно сидеть над этой задачей, и как вы цените, что он смог довести работу до конца.

Разбивайте большую задачу на много маленьких - это тоже полезное умение.

Ищите варианты помощи, которые сделают задачу из безнадёжно-трудной - просто сложной.

И хвалите, хвалите за усилия, за умение довести работу до завершения.

Сталкивались ли вы сами с такими сложностями?

Как вы решаете проблемы?

И как их решают ваши дети?

Источник: http://janemouse.livejournal.com/



Код для вставки на форуме:
Текст сообщения*
:) ;) :D 8) :( :| :cry: :evil: :o :oops: :{} :sick: :hard: :green: :cat: :asian: :yellow: :niger: :ok: :queen: :blind: :megafon: :king:
Загрузить изображение
 
Работает на "1C-Битрикс: Управление сайтом"
Материалы, представленные на сайте, взяты из открытых источников. Информация используется исключительно в некоммерческих целях. Все права на публикуемые аудио, видео, графические и текстовые материалы принадлежат их владельцам. Если вы являетесь автором материала, и есть претензии по его использованию, пожалуйста, сообщите об этом.






Яндекс цитирования