Как помочь ребенку-дисграфику

«Невнимательный, ленивый, не хочет учиться, неусидчив» и прочие неприятные характеристики о своем умненьком и развитом ребенке вы читаете в его дневнике.
А в тетрадях красно от учительских исправлений – ошибка на ошибке, правила долбит, а все зря, да и за книжку дитя не загнать… Упреки и в школе и дома постоянно сыплются на его голову. Родители переживают – как же так, двоечник! А ведь ребенку не репетиторы нужны, а хороший логопед. И «двойки» эти – незаслуженные. Только специалист может подтвердить диагнозы, на который намекают вышеперечисленные симптомы – дисграфия или дислексия. Трудно обучаемые дети (при этом с высоким интеллектом) встречались всегда. Вот только раньше они объявлялись чуть ли не умственно неполноценными, сейчас логопеды и психоневрологи научили диагностировать и корректировать эти проблемы.

Дисграфия – нарушение письма. Дети пишут с, казалось бы, чудовищными грамматическими ошибками, располагают буквы зеркально, пропускают их или переставляют на письме так, что текст становится нечитаемым. Это не из вредности или непроходимой тупости, уже поверьте. Причина – в недостаточном кровоснабжении сосудов мозга, возникшем в результате генетической предрасположенности, трудной беременности или родов. При этом дисграфия чаще всего встречается у левшей, а особенно – у переученных левшей.

Дисграфии нередко сопутствует и дислексия – нарушение чтения. Ребенок «глотает» окончания слов, пропускает буквы, «теряет» их, заменяет другими и ему физически трудно читать. Естественно, такой неудачный опыт заставляет детей избегать чтения всеми силами. При этом по остальным предметам ребенок может вполне успевать и делать успехи в математике, спорте, рисовании и т.д.

Упорными упражнениями, переписыванием домашних заданий, чтением вслух или наперегонки проблему не решить. Необходима помощь квалифицированного логопеда. Дисграфия и дислексия корректируемы, но это занятия не на один год.

Формы дисграфии

Выделяют пять форм дисграфии:

1. Артикуляторно-акустическая.

2. Акустическая дисграфия.

3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

4. Аграмматическая дисграфия.

5. Оптическая дисграфия.

На что нужно обратить внимание:

1. Если Ваш ребенок левша.

2. Если он - переученный правша.

3. Если Ваш ребенок посещал логопедическую группу.

4. Если в семье говорят на двух или более языках.

5. Если Ваш ребенок слишком рано пошел в школу (неоправданно ранее обучение грамоте иногда провоцирует возникновение дисграфии и дислексии.) Происходит это в тех случаях, когда у ребенка еще не наступила психологическая готовность к такому обучению.

6. Если у Вашего ребенка есть проблемы с памятью, вниманием.

7. Смешение букв по оптическому сходству: б-п, т-п, а-о, е-з, д-у.

8. Ошибки, вызванные нарушенным произношением, ребенок пишет то, что говорит: лека (река), суба (шуба).

9. При нарушенном фонематическом восприятии смешиваются гласные о-у, ё-ю, согласные р-л, й-ль, парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки ц, ч, щ. Например: тыня (дыня), клёква (клюква).

10. Пропуски букв, слогов, недописывание слов. Например: прта - парта, моко - молоко, весёлы (весёлый).

Кто способен научить ребенка писать и читать?

Маме и папе вряд ли это удастся, нужна помощь специалиста - квалифицированного логопеда.

Занятия проводятся по определенной системе: используются различные речевые игры, разрезная или магнитная азбука для складывания слов, выделение грамматических элементов слов. Ребенок должен усвоить, как произносятся определенные звуки и какой букве при письме этот звук соответствует.

Несколько советов родителям:

1. Если ребенку задали на дом прочитать текст или много писать, то разбейте текст на части и задание выполняйте в несколько приемов.

2. Не заставляйте ребенка переписывать много раз домашние задания, это не только нанесет вред здоровью ребенка, но и поселит в нем неуверенность, а также увеличит количество ошибок.

3. Хвалите своего ребенка за каждый достигнутый успех, как можно меньше унижайте.

Несколько слов о почерке

Почерк дисграфика - выражение всех его трудностей. Как правило, у дисграфика выделяется достаточно резко два типа почерка: один мелкий, бисерный и "красивый"; другой - огромный, корявый, неуклюжий, "уродливый". Так вот, за красотой в данном случае гнаться не нужно, она придет сама. Как показывает опыт, как раз неуклюжие и громадные буквы и есть то, к чему в итоге должен прийти и над чем работать ребенок. Этот почерк - его настоящее лицо, лицо честного первоклассника, который хочет и может учиться (нашему первокласснику, к слову сказать, может быть и 10 и 16 лет, речь идет о психологическом возрасте обучения.

Итак, ДОЛОЙ бисерную цепочку буковок, ДА ЗДРАВСТВУЕТ размашистый почерк, на всю строку, а может и на полторы!

КАК НАУЧИТЬ

Здесь все достаточно просто. В течение некоторого времени(обычно двух-трех недель на это хватает) в тетради. В КЛЕТОЧКУ переписывается КАЖДЫЙ ДЕНЬ абзац текста из любого художественного произведения или упражнения из учебника НЕБОЛЬШОГО РАЗМЕРА. Текст, что ОЧЕНЬ ВАЖНО, переписывается ПО КЛЕТОЧКАМ, ПО ОДНОЙ БУКВЕ В КЛЕТКЕ, БУКВА ДОЛЖНА ЗАНИМАТЬ КЛЕТКУ ЦЕЛИКОМ!

Немаловажна здесь и психологическая подготовка ребенка к занятиям При неблагоприятной психологической атмосфере, занятиям "из-под палки", результатов может не быть. Объем текста, подчеркиваю еще раз, должен быть небольшим, для ребенка до десяти лет это может быть всего одна строка в день, но как следует, отчетливо переписанная. Общая цель - не допустить ни малейшего отвращения, усталости, даже недовольства собой! 

Хитрости в выборе канцелярских принадлежностей

Место «хватки» ручки или карандаша должно быть покрыто рёбрышками или пупырышками.

Корпус ручки должен быть трёхгранным, карандаша – шестигранным.

Предпочтительнее пользоваться гелевыми ручками (можно и перьевыми).

Упражнения, которые помогут в преодолении дисграфии

Упражнение "Корректурная правка".

Для этого упражнения нужна книжка, скучная и с достаточно крупным (не мелким) шрифтом. Ученик каждый день в течение пяти (не больше) минут работает над следующим заданием: зачеркивает в сплошном тексте заданные буквы. Начать нужно с одной буквы, например, "а". Затем "о", дальше согласные, с которыми есть проблемы, сначала их тоже нужно задавать по одной. Через 5-6 дней таких занятий переходим на две буквы, одна зачеркивается, другая подчеркивается или обводится в кружочек. Буквы должны быть "парными", "похожими" в сознании ученика.

Упражнение "Пишем вслух".

Чрезвычайно важный и ничем не заменимый прием: всё, что пишется, проговаривается пишущим вслух в момент написания и так, как оно пишется, с подчеркиванием, выделением слабых долей.

"Вглядись и разберись"

Материал для работы - сборники диктантов (с уже поставленными запятыми, и проверьте, чтобы не было опечаток).

Задание: внимательно вчитываясь, "фотографируя" текст, объяснить постановку каждого знака препинания вслух. Лучше (для среднего и старшего возраста), если объяснение будет звучать так: "Запятая между прилагательным "ясным" и союзом "и", во-первых, закрывает деепричастный оборот "...", а во-вторых, разделяет две части сложносочиненного предложения (грамматические основы: первая "...", вторая "..."), соединенные союзом "и"".

«Пропущенные буквы»

Выполняя это упражнение, предлагается пользоваться текстом-подсказкой, где все пропущенные буквы на своих местах. 

Упражнение развивает внимание и уверенность навыка письма. 

Например:

К__неч__о, н__ м__гл__ бы__ь и __е__и о т__м, ч__о__ы Лариосик __к__зал__я п__ед__те__е__. Ни в к__ем __л__ч__е н__ м__ж__т б__т__ н__ ст__ро__е Петлюры ин__ел__иг__н__н__й ч__л__ве__ в__об__е, а д__ен__льм__н, п__д__и__ав__ий ве__сел__й на с__мь__ес__т п__ть ты__я__ и п__сы__а__щи__ __ел__г__а__мы в __есть__ес__т тр__ с__ов__, в ч__ст__о__ти... М__ши__ным ма__ло__ и к__ро__и__ом на__лу__ш__м об__аз__м б__ли с__аза__ы и най-турсов кольт и Ал__шин брау__инг.

Лабиринты

Лабиринты хорошо развивают крупную моторику (движения руки и предплечья), внимание, безотрывную линию. Следите, чтобы ребенок изменял положение руки, а не листа бумаги.

Диктанты надо писать! Только по-особому.

1. Чрезвычайно медленно! На написание диктанта объёмом 150 слов на начальной стадии ликвидации дисграфии у ребёнка должно затрачиваться не менее часа времени. 

2. Текст прочитывается целиком. Затем диктуется первое предложение. Попросите ученика назвать количество запятых в нем, попробовать их объяснить. Не настаивайте, подсказывайте, поощряйте попытку дать верный ответ. Попросите проговорить по буквам одно или два сложных с орфографической точки зрения (или просто длинных) слова. Только потом (после двукратного, а то и трех-четырехкратного прочтения).

3. Предложение диктуется по частям и записывается с проговариванием вслух всех особенностей произношения и знаков препинания.

Чего нельзя делать?

Дети с дисграфией, как правило, имеют хорошую зрительную память. Поэтому ни в коем случае нельзя предлагать им упражнения, где требуется исправить ошибки, изначально допущенные. Выполнение подобных упражнений может пагубно сказаться (из-за той же зрительной памяти) и на учащихся, имеющих навык грамотного письма. 

НЕ ПРЕДЛАГАЙТЕ ДЕТЯМ ИСПРАВЛЯТЬ ОШИБКИ, НАУЧИТЕ ИХ НЕ ДЕЛАТЬ ОШИБОК. Суть исправления дисграфии в том, чтобы искоренить саму мысль о том, что при письме можно эти самые ошибки допускать. Текст с ошибками лишний раз показывает ребенку, что ошибки возможны, даже, пожалуй, полезны в чем-то. Давайте забудем об этом...

Подготовила: учитель-логопед Дегтева Нелли Антоновна

Источник: www.logoped.ru, http://nsportal.ru/



Код для вставки на форуме:
Текст сообщения*
:) ;) :D 8) :( :| :cry: :evil: :o :oops: :{} :hard: :green: :cat: :asian: :yellow: :niger: :ok: :queen: :blind: :megafon: :king: :sick:
Загрузить изображение
 
Работает на "1C-Битрикс: Управление сайтом"
Материалы, представленные на сайте, взяты из открытых источников. Информация используется исключительно в некоммерческих целях. Все права на публикуемые аудио, видео, графические и текстовые материалы принадлежат их владельцам. Если вы являетесь автором материала, и есть претензии по его использованию, пожалуйста, сообщите об этом.




Яндекс цитирования