В разговорах с родителями часто обсуждается тема детского садика – вести туда ребёнка или нет, с какого возраста лучше, насколько это полезно.
Самые излюбленные аргументы за садик – «пусть играет с детками», «нужна социализация», «ну в садике же с ними занимаются»… Поработав два года в обычном государственном саду, я имела возможность наблюдать эту систему изнутри – и воспитателей, и детей. В этой статье я постараюсь объективно описать то, что видела, а выводы пусть каждый делает сам.
Ясельная группа: с 2 до 3 лет
Это ещё совсем крохи, практически все они плачут при расставании с мамой, причём довольно сильно. Сколько продолжается такая адаптация? – очень по-разному, у кого-то неделю-две, у большинства несколько месяцев, а есть малыши, которые привыкают очень долго и болезненно. Таких два-три человека на группу. Причём детки, которые ходят в садик недавно, находятся в подавленном состоянии весь день. Иногда они могут отвлекаться на интересную игрушку, но потом плач возобновляется, особенно при перемещениях по коридорам, на прогулку, отходе ко сну.
Насчёт «играть с детками» - это ещё явно не тот возраст. В основном малыши играют каждый сам по себе, их интересы пересекаются лишь время от времени при попытке завладеть одной и той же игрушкой. В принципе, точно так же можно «социализироваться» на площадке, в детском клубе, в гостях.
Эти крохи больше тянутся к взрослым – воспитателю, нянечке, многие стремятся залезть на колени, обняться, получить эмоциональное тепло. А что же взрослые? Увы, в условиях 20-25 человек двухлеток дать каждому тепло не очень-то получается. Едва хватает сил на то, чтобы сдержанно, приветливо, не срываясь общаться с детьми, успокаивая одних, миря других, сажая на горшок третьих, и переодевая тех, кто не успел на него попроситься.
Занятия как таковые очень элементарны и представляют собой называние цветов (красный, жёлтый и т.д.), игры с мозаикой, иногда рассматривание картинок и опять же называние, что на них изображено. Раз-два в неделю – песенки и танцы.
Младшая группа – с 3 до 4 лет
Всё примерно так же, правда, занятия становятся более продолжительными и разнообразными. Малыши понемногу клеят, лепят, рисуют, учатся счёту. Есть физкультура, музыка – по 1-2 раза в неделю. По программе одно занятие длится 15 - 20 минут. Свободы творчества у детей немного – все делают одну и ту же поделку, которую придумал воспитатель. Поделки затем выкладывают на обозрение родителей, но домой не отдают – преподавателям они нужны для отчётности.
Что с эмоциональным состоянием детей? А вот с ним не очень. Во-первых, постоянно приходят новенькие (именно в этом возрасте большинство отдают в сад), и утром стабильно двое-трое, а то и больше детей подолгу плачут. Глядя на них, начинают плакать и «старенькие». Могут заплакать и в течении дня, тогда воспитательнице приходится их успокаивать. Сделать это непросто – далеко не каждый ребёнок поддаётся на уговоры. А ведь ещё нужно проводить занятия, одевать детей на прогулку, разнимать драчунов… Поэтому частенько воспитатель вынужден просто игнорировать плачущих.
С трёхлетками сложнее тем, что они уже менее послушны, чем в яслях, бывает больше истерик, упрямства, агрессии. Даже 16 - 17 человек такого возраста – это много для одного взрослого, а их бывает в современных садах и 25, и 30. Тут уже особо не до занятий, не до индивидуального подхода к каждому ребёнку – просто следить, чтобы не травмировались, и вовремя подавать команды «Собираем игрушки!», «Моем руки!», «За стол!». И всё это на фоне нескольких плачущих детей, которые бывают почти всегда – тот новенький, а тот долго болел и отвык…
В группе есть ещё нянечка, тут уж как повезёт – те, что добрее, помогают успокаивать деток, ободряют их, а есть и те, что скорее прикрикнут. В целом няня больше занята мытьём пола, мебели и посуды (ведь постоянные проверки!), а уж воспитательница занимается детьми. А в условиях текучести кадров временами одна няня работает сразу на две группы, тогда педагогу приходится рассчитывать только на свои силы.
Средняя группа – 4-5 лет и старшая - 5-6 лет
Здесь поспокойнее и детям, и воспитателям. Мальчишки и девчонки самостоятельнее, сами одеваются, ходят в туалет, более послушны. Соответственно, у педагога высвобождается некоторое время и энергия для занятий и разговоров с детьми. Тут уже есть и пресловутая «социализация» - дети играют друг с другом, появляются первые друзья и подружки. Но ключевой фигурой для ребёнка остаётся взрослый, и от личности и поведения педагога будет полностью зависеть то, насколько ребёнок чувствует себя комфортно в саду. Замечу снова, что детей-то всё так же 25-30 человек, и даже самая распрекрасная воспитательница не даст каждому необходимое количество тепла и внимания.
Занятия у детей разноплановые, их много, есть и дополнительные кружки. В старших группах из-за этого страдают прогулки – пока дети пройдут все занятия, пока оденутся – погулять успеют минут 30-40. Только летом гуляют много, это предусмотрено программой.
Педагоги в саду попадаются разные – молодые и пожилые, пришедшие «по призванию» или для того, чтобы временно куда-то устроиться. Есть очень хорошие, творческие, неравнодушные к детям, плачущие на выпускном… Таких во время моей работы в саду я встретила человек пять – шесть.
Вообще воспитатели трудятся в условиях огромнейшего эмоционального напряжения. С одной стороны – работа с детьми, с другой – постоянные проверки и выговоры начальства, мизерная зарплата. Нередко кадров не хватает, и один и тот же педагог вместо одной смены (с 8 до 13) с детьми проводит весь день (с 8 до 18-19 часов). Это «жесть». Выдерживают немногие, и те часто вынужденно черствеют. Практически любой воспитатель может сорваться, повысить голос на детей. Далеко не каждый будет вникать в душевные переживания отдельного ребёнка. Помню, как с непониманием смотрели бывалые коллеги, когда я, только придя в группу, перед тихим часом читала детям вслух книжку. Или сидела возле одной тревожной девочки, которая никак не могла уснуть. «Ещё молодая, занимается сентиментальными глупостями» - читалось во взгляде этих, в общем-то добрых, но уставших женщин.
Неприятным моментом для меня стало то, что детей заставляют есть (хотя уже столько об этом сказано и написано). И то, что воспитатели прямо при ребёнке могут громко обсуждать его семью или особенности характера, как будто ребёнок глухой или не понимает.
Приятно – когда педагоги искренне переживают за малыша, стараются подбодрить в трудную минуту, научить чему-то новому. Ведь многие дети, приходя в сад, плохо говорят, совсем не умеют одеваться, не владеют ножницами и т.д.
Опыт работы в детском саду сильно изменил моё отношение к этим учреждениям. Старшую дочку я ещё до этого отдала в сад в три года, не особенно разбираясь, чем с ней там занимаются и что за люди воспитательницы. Среднего сына, после работы в садике, пока отдавать туда не собираюсь. На мой взгляд, садик мог бы быть неплохим местом для детей, если бы соблюдались такие условия: в группе двое взрослых на 15 детей, высокая зарплата (и строгие критерии отбора) педагогов, отдавать ребёнка не раньше трёх лет и не на полный день.
Автор: Катерина Задоянная
Источник: http://oxytozen.com/