О пользе ручного труда для развития мышления

Еще Аристотель сказал, что «В деле воспитания развитие навыков должно предшествовать развитию ума».

Не то чтобы я считаю умение шить наиважнейшим навыком для мужчины, но воспользоваться иголкой с ниткой при необходимости – не помешает. Это, если хотите, развитие мелкой моторики и, как следствие, развитие мышления. Предложила Арсению самому зашить рабочие джинсы. Через некоторое время и несколько попыток вдеть нитку в ушко иголки Арсения посетила идея. Бизнес-идея. Именно так он мне ее и преподнес:

— Мам, я придумал бизнес-идею! Надо продавать наборы иголок с уже вдетыми нитками для удобства потребителя.

Идею конечно можно критиковать. Но то, что ребенок начал мыслить в формате бизнес-идей меня порадовало. Может впоследствии и какой-нибудь «нитковиголковдеватель» изобретет. Или бесшовную склейку ткани. Лень – двигатель прогресса. Только чтобы мозги до этого прогресса активизировать, надо ручкам обязательно дать поработать.

Например, выдать перчатки и выделить грядку для прополки. Через некоторое время Арсений соображает, что корни сорняков для удаления эффективней подкапывать и начинает испытывать имеющийся садовый инвентарь, выбирая, чем же будет удобней справиться с задачей. А потом приспосабливает перевернутое ведро в качестве скамеечки, чтобы полоть сидя. Оптимизация рабочего места.

Собираем ягоды малины. В большое ведро одно на всех. А потом приходит идея: если маленькие ведерки каждому и прямо на шею подвесить, то быстрее получится, друг другу помехи создавать не будем и нагибаться не надо. Рационализация труда.

Еще можно озадачить ребенка поливкой. Бегать по участку с маленькой лейкой лениво. Большая лейка слишком тяжела. Как бы воду прямо к грядкам подвести? Нужен шланг. А как воду из бочки по шлангу пустить? Нужно какой-то насос подключить? Ну вот, ребенку опять есть над чем подумать…

Колорадские жуки – в этом году их как никогда много, собираем всей семьей, включая Сашку. Никакая энциклопедия не научит так быстро различать насекомых. Вскоре Сашка отличает не только божью коровку и жука-пожарника от колорадского, но и знает, как выглядит взрослый жук и как его личинка. Знает, как насекомые встраиваются в пирамиду питания: кого едят насекомые и кто ест насекомых. Удивляется, что насекомые тоже бывают хищниками.

Прореживание морковки. Указание для Сашки: вырвать 15 штук, выбирая ту, у которой самая толстая «попка» из земли торчит. Вот вам и счет, и размер, и сравнение. И причинно-следственные связи. И ответственность за урожай. Если, конечно, не просто поставить задачу, а объяснить, почему это важно сделать.

Можно еще делегировать ответственность за семейный обед, поручив пожарить сардельки. Вот вам и экспериментальное знакомство с физическими свойствами огня. (Только обязательно под бдительным присмотром старших для обеспечения безопасности).

Резюмируя приведенные примеры, хочу сказать, что для развития ребенка нужны главным образом не энциклопедии, таблицы и схемы, а живой практический опыт, новые впечатления. Поэтому детей мегаполисов полезно вывозить в деревню, в лес, на речку. Корова с огромными рогами и массивным выменем в метре от тебя дарит совсем другие эмоции, нежели картинка в книжке. Картинка в самой красочной книге не может передать восхитительный запах лесной малины (ну не так, совсем не так она пахнет в универсаме). Или грибов. Или речной рыбы. И то, что карасик скользкий на ощупь картинка тоже не передаст.

Маленьких сельских жителей для этих же целей нужно привозить в город. Лифт, эскалатор, метро, трамвай – лучше один раз прокатиться, чем сто раз посмотреть картинку в книге. А картинки, схемы и таблицы – тоже пригодятся для актуализации и систематизации полученных знаний, интеграции опыта. Но опыт – первичен!

Автор: Анна Быкова

Источник: http://annabykova.ru/



Код для вставки на форуме:
Текст сообщения*
:) ;) :D 8) :( :| :cry: :evil: :o :oops: :{} :hard: :green: :cat: :asian: :yellow: :niger: :ok: :queen: :blind: :megafon: :king: :sick:
Загрузить изображение
 
Работает на "1C-Битрикс: Управление сайтом"
Материалы, представленные на сайте, взяты из открытых источников. Информация используется исключительно в некоммерческих целях. Все права на публикуемые аудио, видео, графические и текстовые материалы принадлежат их владельцам. Если вы являетесь автором материала, и есть претензии по его использованию, пожалуйста, сообщите об этом.




Яндекс цитирования