Не говорите себе: «Он никогда не хочет помочь. Это мое упущение».
Не драматизируйте ситуацию использованием слов типа «никогда» и не вините в проблеме себя. Так вы вызываете у себя сильные негативные эмоции, блокирующие способность решать проблему.
Вместо этого скажите: «Не беда, что он не хочет помогать. Я смогу исправить ситуацию».
Восприятие проблемы в более широком аспекте поможет сосредоточиться на поиске путей ее решения. Сопротивление ребенка может вызывать у вас беспокойство и раздражение, но подтверждение собственной способности справиться с ситуацией — первый шаг в нужном направлении.
Не говорите себе: «Он всегда был эгоистичным ребенком».
Ярлык эгоистичности переводит проблему в разряд постоянных, что заставляет вас чувствовать свое бессилие.
Вместо этого скажите: «Моя задача — помочь ребенку стать добрым, внимательным человеком».
Ориентируйтесь на долгосрочную цель, и вам легче будет держать курс на обучение ребенка сотрудничеству.
Не говорите себе: «Он выводит меня из себя, когда я прошу его помочь, а он и ухом не ведет».
Не злитесь, когда ребенок игнорирует вашу просьбу. В итоге ваша задача только усложнится.
Вместо этого скажите: «Мне не обязательно злиться, когда он не хочет помогать».
Вы сами контролируете собственный гнев. Смотрите на ситуацию как на возможность научить ребенка приходить на помощь, а не как на еще одну неприятность в ряду многих других.
Не угрожайте. Не говорите: «Не делай вид, что ты меня не слышишь. Иди сюда и помоги, а не то проведешь остаток дня в своей комнате».
Не пытайтесь мотивировать ребенка требованием подчиниться. Этот путь не позволит воспитать в ребенке сочувствие и внимательность к людям - истинные мотивы, заставляющие человека помогать другим.
Вместо этого похвалите. Скажите: «Мне действительно нужна твоя помощь, так как у тебя всегда очень хорошо получается мне помогать».
Говоря ребенку, что нуждаетесь в его помощи, вы подчеркиваете то обстоятельство, что он - важный член семьи.
Не пытайтесь вызвать чувство вины. Не говорите: «Что с тобой? Я целыми днями только на тебя и работаю, а ты не хочешь и пошевелиться, чтобы мне помочь».
Подобная резкая реакция снижает самооценку ребенка, лишает его права на ошибку. В итоге страдают ваши отношения. Намек на ущербность вызовет у ребенка ошибочное ощущение, что в вашем восприятии он и его поведение неразделимы.
Вместо этого стимулируйте обратную связь. Спросите: «Скажи, о чем ты думаешь, когда я прошу тебя принести подгузник для твоего младшего братика?»
Уважительное обращение к ребенку поможет разобраться в его поведении, определиться с направлением дальнейших действий. Кроме того, ребенок будет приобретать полезный навык выражения своих мыслей и чувств.
Не злитесь. Не говорите: «То, что ты игнорируешь мои просьбы, выводит меня из себя. Быстро иди сюда и помоги мне!»
Обращенные к ребенку слова о том, что он вас злит, снижает его способность проявлять сочувствие и заставляет думать, что его поведение определяет ваши эмоции. Это не может не пугать ребенка. В действительности только вы сами способны контролировать собственные чувства.
Вместо этого предложите сделку. Скажите: «Когда принесешь подгузник, мы сможем почитать книгу, которую ты просил тебе почитать».
Подумайте, как можете помочь ребенку в исполнении его желания, и используйте найденную возможность для его мотивации к сотрудничеству.
Не пугайте. Не говорите: «Думаю, мне придется пойти поискать другого мальчика, который поможет мне и твоему братику».
Не пытайтесь мотивировать ребенка через страх! Намек на то, что вы можете его бросить, не научит ребенка откликаться на просьбу о помощи. Он лишь научит его тому, что ваша любовь не безусловна, что любовь эта приходит и уходит в зависимости от его поведения. Ребенок может предпочесть сотрудничество, но лишь с расчетом удержать вашу любовь, а не из сочувствия к вам и к своему братику. Кроме того, он усвоит опасный и ошибочный урок: он и его поступки - одно и то же.
Вместо этого похвалите. Скажите: «Спасибо за помощь. Не знаю, что бы я без тебя делал».
Обращенные к ребенку слова о том, что вы от него зависите, вызовут у него желание сотрудничать. Для ребенка любовь и похвала - понятия синонимичные.
Информация с сайта "Мама для мам" mam2mam.ru