1. Сосание пальцев (уголков одежды - в продолжении - возможно курение и проч), кусание ногтей, обламывание ногтей - симптомы, на первый взгляд похожие, но имеющие, как правило, разную причину.
2. Это не просто "вредная привычка" - это невротические действия, часто совершенно не осознаваемые, не всегда контролируемые (особенно у деток, у которых волевые центры еще не сформированы). Ребенок это делает не специально, чтобы позлить родителя.
3. За каждым таким действием есть более глубокая причина - и взрослые напрягаются, если уж быть честными, даже не из-за самого действия, а из-за "заряда"- неконтролируемого и важного, который ощущают "за" действиями. (Так же, как родители напрягаются не из-за беспорядка в комнате подростка, а из-за внутреннего состояния подростка, который маскирует беспорядок внешний).
4. Любая сформированная привычка - говорит о существующих закрепленных механизмах - это привычка наших нейронных связей. Для того, чтобы она изменилась - нужно время. И нужно предложить и наработать альтернативное действие или реакцию.
5. Мы ничего не можем забрать - ничего не предоставив взамен. - это базовое правило воспитания. Если мы изымаем себя - оставляем вместо себя бабушку или няню. Забираем компьютер - предлагаем значимую альтернативу - свое эмоциональное присутствие, книгу.... Если нет замены - в этой образовавшейся "пустоте" вырастет новый, возможно более серьезный и уже телесный- соматический симптом.
6. Чем больше наше напряжение, чем больше требований "что-то с этим делать" - тем больше ребенок себя чувствует "не таким", тем больше вероятность закрепления симптома или трансформации его во что-то другое (например - без комментариев об адекватности методов "родительской терапии")- у ребенка, которому сказали, что оторвут руки и пенис при еще одном "застукивании" за мастурбацией - появилось сосание пальцев, когда родители пригрозили отрезать пальцы - начался энурез)
У каждого человечка свои потребности, уроки и свой опыт. Если потребность ребенка по разнообразным причинам не была удовлетворена, если в это время происходило что-то травматичное - ребенок может "доудовлетворять"- добирать эту потребность, выбирая "заменители" - палец, соску, карандаш, сигарету...
В сосании пальцев мы разделяем возраст -
Малыши
И дети после 3 лет
Малыши, находящиеся на смешанном вскармливании, при прорезании зубиков - с помощью сосания кулачка и пальчика компенсируют то, чего им не достает или обезболивают процесс. - это вариант нормы, с этим можно "ничего не делать" (но - важный минус - может перерасти в привычку). В этом возрасте недостаток контакта с грудью компенсируется эмоциональной близостью и эмоциональным откликом и телесным контактом.
Старшие и совсем взрослые человеки возвращают себе с помощью сосания - ощущение присутствия кого-то важнейшего (заполняют пустоту, в которой должны быть мама и папа), безопасности, снимают эмоциональное напряжение.
Они Регрессируют - возвращаются в прошлое, когда настоящее слишком напряженно.
Возвращают себе ощущение безопасных границ.
Компенсируют недостающую нежность.
Успокаиваются перед сном.
Заполняют пространство "скуки" - (о скуке недавно писала.)
Для единственных детей в семье - возможность таким странным способом отдохнуть от избыточных контактов (в школе и садике)
Потребность: Безопасность, Опора на маму, снять избыточное напряжение, вернуться в близость и нежность. Вернуть себе ощущение важности при ревности к младшему. Снизить собственную критичность, контроль, выйти из-под давления критичности, контроля, перфекционизма - своего и родителей.
Что делать:
1. Найти источник невротизации - небезопасности.
2. Снизить возможную требовательность и оценочность.
3. Больше телесного контакта, массажиков, телесных игр, особенно обнимашек и всего, что напоминает объятия - объятия - это проекция "матки", игры в прятки, в халабуды и проч. Играть в младенцев.
4. Рисовать мандалы, домики, строить что-то, что создавало бы ощущение границ. Играть под одеялом.
5. Давать пить из трубочки, из поилки.
6. Вместе готовить еду.
7. иногда работает парадоксальный метод - сделать сосание пальцев не только разрешенным, а обязательным. Я выписывала рецепт с печатью - "в понедельник с 15-15:15 сосать с причмокиванием большой палец правой руки. Вторник - с 16-16:15 - сосать с причмокиванием указательный палец левой руки и так далее. :-) для родителей это серьезное испытание, для детей - парадоксальная психотерапия.
8. Играть с водой и в воде.
9. Рисовать пальчиковыми красками.
Странные вопросы для взрослого: Что - кого хочешь вернуть - всосать, впитать? О ком скучаешь? Хочется свернуться в калачик? Что для тебя нежность?
+ в ногтевом ложе есть точки - проекции разных этапов нашего развития. Иногда ребенок "стимулирует", ковыряя или кусая, "точку зачатия, рождения"...
(У этого же ребенка могут быть частые ларингиты, ангины, бронхиты)
Что делать:
1. Снизить давление. Снять с ребенка ответственность за свои чувства и вою нереализованность.
2. Учить и позволять говорить нет.
3. Стимулировать делать самому выбор и поощрять его выбор.
4. Рассказывать о своих ошибках со смехом.
5. Самим "попускаться" и позволять себе дурачиться и радоваться.
6. играть в псевдо-агрессивные игры. (Где есть "разрушение") Тянуть ртом платок, как собачки, рычать, лаять друг на друга, грызть сухари, яблоки, толкаться
7. Петь, кричать, проявляться в любом творчестве, плеваться в цель из трубочки (мы помним, что эти детки могут блокировать свои проявления).
8. Лепить из глины, пластилина, играть с кинетическим песком, крупами, переливать жидкости.
9. Массаж тела и рук
10. Играть в ролевые игры, ходить в театральные студии.
11. Позволять говорить "Мое!"
+ все, что было написано при сосании пальцев.
Странный вопрос взрослым - ты самоед? За что себя "ешь"? Кого хотел бы укусить? Когда позволял себе "показывать зубы"?
Странные вопросы взрослым:
В чем ты себя ломаешь? тебя "ломает" от чего? кто тебя обламывает?
Конечно, у каждого человечка и человека свои симптомы и их причины, и выраженность этих симптомов и причин.
Конечно, психологи все усложняют и без них вон сколько поколений выросло :-)
И, конечно, вместо всего написанного, легче крикнуть, треснуть или намазать пальцы зеленкой.
Добрых взрослений.
(Этот материал - глава к новой книге "практические заметки к практическому ребенковедению" Ссылка на авторство обязательна) :-)
Автор: Светлана Ройз
Источник: https://www.facebook.com/svetlanaroyz/
Информация с сайта "Мама для мам" mam2mam.ru