Жадина-говядина, или Как относиться к детской жадности?

Жадина-говядина, или Как относиться к детской жадности? 06.07.2016

Жадина-говядина, или Как относиться к детской жадности?

«Это мой мишка, не трогай!», «Отдай!», «Не дам!!!» – звучит на детской площадке. И вот уже взволнованные мамы бегут на подмогу. Типичная картина, согласитесь. Один малыш застенчив, легко расстается со своими вещами, и кто угодно может отобрать у него игрушку, почти не встретив сопротивления. И мама переживает, сможет ли он отстаивать свои интересы в будущем. Другой ребенок, наоборот, постоянно отбирает игрушки у других детей и только «с боем» готов их вернуть. Почему так происходит? И нормальны ли ситуации, когда ребенок жадничает? Не вырастет ли он жадиной? Что делать, чтобы этого не произошло? Давайте попробуем разобраться. 

Почему дети жадничают

Обычно ребенок начинает проявлять жадность примерно к 2 годам, иногда чуть позже. В этот период у детей бурными темпами развивается личность, они начинают осознавать свою «разделенность» с мамой. И это открытие приводит к новым решениям. «Я сам» – всё чаще заявляет малыш и пытается активно защищать свои интересы. Конечно, он еще во многом зависит от мамы и ждет поддержки с ее стороны. Но уже вовсю осознает свою силу и учится применять ее на практике. Именно это происходит на детской площадке, где маленькие личности борются за самое ценное для них – за игрушки.

Машинки, пупсы, плюшевые звери – для ребенка это все намного больше, чем просто предметы. Это его собственность, продолжение его самого. Поэтому малыш так рьяно отстаивает право самостоятельно решать, делиться игрушкой или нет. Жадничая в таких ситуациях, он учится защищать себя, открыто высказывать свое мнение.

Тяжело живется человеку, который не умеет защищать личные границы. Такие люди обычно с трудом осознают свои желания, позволяют делать то, что им неприятно и идет вразрез с их волей. Конечно, причины здесь не только в том, что детьми они не умели побороться за игрушку. Скорее важен опыт защиты себя, своих интересов и отношение родителей к таким попыткам.

Детская жадность – одна из возможностей научиться отстаивать свои границы. Здесь многие мамы могут вздохнуть с облегчением. Да-да, жадность в дошкольном возрасте – норма развития. Однако всё хорошо в меру.

Жадный ребенок

Откуда же берутся скупые взрослые? Жадность как черта характера может сформироваться через повторяющиеся ситуации в нашем общении с ребенком.

Например, он хочет поделиться с мамой шоколадкой и протягивает ей полурастаявший кусочек. Мама раз за разом отвечает: «Мне не хочется». И малыш думает: «Ага! Значит, в такой ситуации делиться не обязательно». Родителям стоит быть очень внимательными к своим словам и поступкам, ведь именно они день за днем формируют модели поведения детей.

Пусть лучше ребенок видит, как в семье что-то делят поровну. Каждому раздают по яблоку, для каждого что-то покупают в магазине, все вместе ужинают. Тогда малыш понимает, что каждого члена семьи принимают, каждый важен и ценен. К сожалению, во многих семьях ребенка принято считать центром вселенной, он должен получать самое лучшее, пусть даже в ущерб интересам других. Не удивительно, что с такими установками часто вырастают люди, склонные к эгоизму и жадности.

Вот несколько простых советов, как не воспитать жадину:

А главное, будьте щедры и великодушны сами в отношениях с другими людьми. Пусть малыш видит, что дарить подарки, делиться и помогать окружающим от чистого сердца – одна из самых больших радостей в жизни.

Автор: Елена Пятницкая Источник: Фишки воспитания

Малыши дерутся за игрушку

Вы пришли с малышом в гости к друзьям или к вам пришла любимая подруга со своим ребенком. Вы мило беседуете, а детки вроде бы играют вместе. Но вот раздался крик, Вы бросаетесь на помощь. Ваш Саша вцепился обеими руками в маленький грузовичок с одной стороны, а подружкин сынуля Степа – с другой, и оба истошно орут! Что делать в такой ситуации? На самом деле, сколько людей, столько мнений. И каждая мама или специалист предложит свой путь решения проблемы. Я предлагаю Вам лишь один из способов разрешения конфликта, и не претендую на истину в последней инстанции.


Во-первых, искать виноватого, на мой взгляд – бесполезно и непродуктивно. Поэтому забудьте о выяснении отношений с малышами и о своих вопросах типа "Ты зачем это сделал?"; или упреках "Только жадины так себя ведут!"; или требованиях "Немедленно оставь чужую машинку!" Детям до 3 -4 лет вообще сложно понять, что такое жадность. Для них совершенно нормален эгоцентризм мышления и даже поведения.

Во- вторых, успокойтесь сами, чтобы не передавать свою тревогу детям, ведь от этого лучше им не станет.

В – третьих, быстро включите свои мозги и прикиньте, на что можно быстро переключить внимание малышей, ну, или хотя бы кого – то одного из них.

Вы можете обратить внимание детей на совершенно другой объект. Это, к примеру, может быть яркая музыкальная шкатулка. Не беда, что дорогая и дареная, Вы ведь не собираетесь отдать ее поиграть разбушевавшимся детям, а только покажете и дадите послушать. Может быть, Вам тут же на глаза вовремя попалась большущая пирамида из цветных колец. Высыпаете колечки прямо перед малышами и громко восхищаетесь: "Ах, как красиво!" И тут же начинаете собирать их на пирамидку. Может, рядом есть живая пушистая кошка. Можно показать её малышам: «Ой, как киса говорит – «Мяу!». Но, даже если кошки нет, ее можно с успехом изобразить, встав на «четыре лапы» и сказав громкое «мяу!».


Можно предложить неожиданный способ действия с машиной и попробовать объединить детей в игре. Говорите: "Ой, какая машина!" И одновременно берете ее в руки. Не останавливаясь («О! да она едет!»), катите ее. «А что же тут она везет?» - быстренько грузите одно колечко от пирамидки или кубик. И тут же даете своему Саше в руки кубик, а Степе – другой, и говорите: «Вот, Саша положит», и помогаете расстаться с кубиком Саше. « А вот и Стёпа положит!» И кубики едут на машине, Вы сами их везете. Тотчас можно предложить, не давая опомниться забиякам : «Давайте веревочку привяжем к машине! Где тут веревочка, пошли искать!» Пока ищете, уже не только о ссоре забыли, но часто даже и о самой машине. В таком случае не возвращаетесь к предмету раздора, а ваши веревочки (лучше их будет две!) привяжите к двум разным другим машинкам и помогите детям их катать, а ту, самую первую, спрячьте от греха подальше. В игре "по очереди" важно, чтобы "акт владения" был коротким для каждого ребенка. "Прокатил Саша мяч, теперь Степа!"

Можно предложить две другие игрушки (похожие) и тут же показать, что с ними можно делать. Две разных машинки можно катать на счет: «Раз, два, три! Кати!» и машинки едут к стенке - чья быстрее?

Подведем итоги "разборок". Не теряйте самообладания! Попробуйте переключить детей на игру с другим объектом. Помогите малышам поиграть с понравившимся предметом по- новому, так чтобы каждый из игроков смог принять участие в игре.

Автор: Ольга Теплякова



Теги: 

Код для вставки на форуме:
Текст сообщения*
:) ;) :D 8) :( :| :cry: :evil: :o :oops: :{} :hard: :green: :cat: :asian: :yellow: :niger: :ok: :queen: :blind: :megafon: :king: :sick:
Загрузить изображение
 

Информация с сайта "Мама для мам" mam2mam.ru