Ребенок не говорит о себе в первом лице – что делать?

Маму Викторию волнует следующая проблема: «У меня сыну 3 года 2 месяца. Я читала, что дети с 3 лет должны себя называть «я», как его этому научить? Он у меня говорит: «Саша хочет кушать, Саша хочет гулять, дай Саше…» Частичку «я» совсем не произносит по отношению к себе». Отвечает Ольга Николаевна Теплякова, психолог, главный методист Галки-Игралки.

Давайте уточним, какие основные причины есть у такого поведения:

1. Не всегда это наименование себя – «Я» – продиктовано возрастом ребёнка.

Часто этот переход «запаздывает» по другим причинам. К примеру, не достаточно сформирована персонализация ребенка – то есть он не отрывает себя от матери, ощущая себя и мать единым целым.

2. Другая причина – довольно распространенная – малышу сами взрослые в семье часто говорят: «САША будет одеваться, Саша ест кашу». То есть, говорят о ребёнке в третьем лице, не замечая того, навязывают ребёнку такое отношение к самому себе.

3. С трудом меняют эту позицию дети аутисты. Даже говорящие, часто очень долго сохраняют отраженную речь, повторяя за взрослым «Саша не хочет…»

Как помочь ребенку персонализировать себя:

1. Помочь малышу может твердая мамина позиция в употреблении местоимений в быту: «Саша, иди ко мне! Ты съешь яблоко или грушу?», «Я мою руки!» – это мама о себе. «Ты будешь мыть руки сам?»

2. Помните, что центром обучения в этом возрасте является игровая ситуация. Касательно данной проблемы игра позволяет моделировать ситуации с «Я» еще проще, чем в быту: «Мишка, садись в машину, Я тебя повезу!» (часто мама говорит «МАМА тебя повезёт» или «САША тебя повезет»).

В данном случае, даже употребляя местоимение «МЫ» – «Мы тебя повезём» – мы рискуем не добиться нужного результата, т. к. не выделяя СЕБЯ из ситуации, малыш не может дифференцированно сказать о себе «Я», а о маме – «ТЫ».

Есть отдельная группа игр, направленных на формирование персонализации. К примеру, игры с мячом. Когда катим или кидаем мяч, мы предварительно говорим малышу:

– Раз, два, три! Саша, лови!

И радуемся: «Ты поймал мяч!»

Отлично помогают игры, в которых мы произносим имя участника, даже если этот участник – мама или папа, бабушка или дедушка. Часто при этом не произносятся местоимения, но сам факт наличия отдельного имени у каждого из окружающих взрослых очень сильно влияет на осознание ребенком себя как отдельной единицы, то есть личности.

Любимые всеми малышами прятки будут весьма полезны для персонализации себя ребенком: «Кто там?» – «Это я – мама!», «А где Саша? Вот ты где!».

Не менее обожаемые догонялки также помогут отделить себя от мамы (ведь, если вы одно целое, далеко не убежишь)). 

Старайтесь следить за своей речью и правильно употреблять первое, второе и третье лицо в своих диалогах с ребенком!

Надеемся, наши рекомендации помогут многим мамам избежать такой проблемы и правильно разговаривать со своим ребенком. Пусть у наших деток все будет хорошо!

Источник: http://galka-igralka.ru/



Код для вставки на форуме:
Текст сообщения*
:) ;) :D 8) :( :| :cry: :evil: :o :oops: :{} :sick: :hard: :green: :cat: :asian: :yellow: :niger: :ok: :queen: :blind: :megafon: :king:
Загрузить изображение
 
Работает на "1C-Битрикс: Управление сайтом"
Материалы, представленные на сайте, взяты из открытых источников. Информация используется исключительно в некоммерческих целях. Все права на публикуемые аудио, видео, графические и текстовые материалы принадлежат их владельцам. Если вы являетесь автором материала, и есть претензии по его использованию, пожалуйста, сообщите об этом.






Яндекс цитирования