Уборка игрушек и манипуляции - какая связь?

В раннем детстве бытовые вопросы и вопросы гигиены часто бывают камнем преткновения в политике воспитания. Хочу рассмотреть стратегии поведения и стереотипы родителей на примере уборки игрушек.

То, что меня эмоционально более всего задевает в воспитательных вопросах - это выбор пути хитростей и уловок со стороны родителей. Для меня это выглядит так: вот есть какая-то невиданная зверушка, почти инопланетянин - мой ребенок. Мне нужно, чтобы он делал так, как я считаю нужным. А он не делает И я начинаю выдумывать, как мне-таки добиться своего:

- Превратить все в игру

- Заставить силой, наказывать, если не слушается

- Лишить его чего-то значимого, если не слушает, торговаться

- Обманывать

- Шантажировать

- Подтасовывать факты

- Играть на эмоциях

и т.д...

А по факту - манипулирование!

Чем опасно? Выигрываем битву - проигрываем войну. У этих уловок есть, к сожалению, далекоидущие последствия, о которых мы не задумываемся, но которые обязательно проявляются, особенно, если эти приемы использовать постоянно.

Запугиваем, шантажируем, наказываем - ребенок начинает боятся. Да, он становится более удобным, но это путь к неврозам, которые обязательно проявят себя. А еще он понимает, что кто сильнее, тот и прав.

Обманываем, хитрим, играем на эмоциях - ребенок учиться манипулировать и обманывать. А обман это то, что увеличивает дистанцию между людьми. Тому, кому мы врем, мы не можем доверять, мы уже не можем быть искренними с ними, потому что камень за пазухой. Почему исповедь и считалась спасением (вместо психологов, которые по той же схеме работают) для грешников - рассказал и душу свою облегчил.

И в целом, такое отношение к ребенку как к объекту воздействия (а не субъекту взаимодействия), подавляет в нем личность.

Теперь ближе к теме: уборка игрушек за собой ребенком 2-3 лет.

Вначале несколько вопросов:

- Зачем мама хочет, чтобы ребенок убирал за собой игрушки? Думаю, основных ответа тут два:

1. Чтобы дома было чисто.

2. Чтобы ребенок приучался к чистоте, учился убирать на место вещи.

- Кому нужно, чтобы дома была чистота, чтобы игрушки не валялись? Практика показывает, что ребенка валяющиеся игрушки не напрягают, значит это нужно маме.

Тогда следующий вопрос: почему, если это нужно маме, а не ребенку, мама хочет получать это за счет ребенка? Провокационный такой вопрос... Казалось бы все просто - если тебе нужно, то ты и убирай.

И тогда на сцене появляется тема приучения ребенка к порядку. Дескать, это не мне некомфортно самой, когда игрушки валяются и лень каждый раз их убирать, а я ребенка к чистоте и порядку приучаю, чтобы человеком вырос.

Давайте, предположим, что ключевой момент именно в этом.

В педагогике есть понятие сензитивных периодов.

Сензитивный период развития (встречается также сенситивный) — период в жизни человека, создающий наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных психологических свойств и видов поведения (Википедия)

И вопрос уборки игрушек как приучение к порядку - это вопрос как минимум среднего, а то и старшего дошкольного возраста. Тогда ребенок начинает познавать законы и правила этого мира и стараться им соответствовать. А в 2-3 и даже 4 года у него мозг еще не дозрел до понимания, что игрушки нужно убирать. А, как известно, если заниматься чем-то раньше, чем мозг ребенка до этого дозреет, можно потратить кучу времени, сил, нервов... и в итоге получить тот же результат, который родители получают очень быстро и практически не заморачиваясь, но чуть позже. Когда наступило время образования этого навыка.

Главное, конечно, не упустить момент. Наверное, лет в 10 уже поздновато обучать убирать за собой игрушки :)

Таким образом, ключевым моментом этого вопроса, я считаю честность родителей в ответе на вопрос: кому нужна чистота в доме? И почему именно вас это так напрягает? Но это уже из раздела жизненных сценариев и интроектов (приходящие извне чужие ценности и установки, которые воспринимаются как свои, то таковыми не являются). Потому что, если бы не было ничего за этим, то не было бы и переживаний. Валяются игрушки - убрала и дальше живешь спокойно. Не злитесь же вы на пыль, которая появляется непременно на всех открытых поверхностях.

И работать родителям нужно с собой. Чтобы не цепляло эмоционально. Тогда и действия родителей будут разумными, а не манипулятивными.

Какие могут быть действия родителей в этом вопросе:

1. Расслабиться и отпустить этот момент. Придет возраст, он научится.

2. Если вам важно, чтобы для ребенка, как и для вас чистота в доме стала ценностью, в этом возрасте просто достаточно вашего примера.

3. Можно просить ребенка помочь вам. "Помоги мне пожалуйста, собрать игрушки. Поможешь?". И дайте ему право отказать вам, если он не хочет. Можно обращать его внимание на то, что игрушки надо убрать, просить о помощи, но не давить, и, ни в коем случае, не наказывать за отказ и не пугать. В идеале, на этом вообще не стоит заострять внимание. 2-3 года такой период, когда ребенок утверждается в своей самости (я сам) и на любое давление он будет еще больше сопротивляться.

4. Ну и решать вопрос уборки в доме, например, ограниченным количеством игрушек в зоне доступа ребенка. Маме тоже должно быть комфортно и она не должна поминутно убирать за ребенком. Такой подход не считается манипуляцией.

Автор: Екатерина Гончарук

Источник: https://fotostrana.ru/



Код для вставки на форуме:
Текст сообщения*
:) ;) :D 8) :( :| :cry: :evil: :o :oops: :{} :sick: :hard: :green: :cat: :asian: :yellow: :niger: :ok: :queen: :blind: :megafon: :king:
Загрузить изображение
 
Работает на "1C-Битрикс: Управление сайтом"
Материалы, представленные на сайте, взяты из открытых источников. Информация используется исключительно в некоммерческих целях. Все права на публикуемые аудио, видео, графические и текстовые материалы принадлежат их владельцам. Если вы являетесь автором материала, и есть претензии по его использованию, пожалуйста, сообщите об этом.






Яндекс цитирования