Детская агрессивность: в фокусе ругательства

Агрессивность является универсальным качеством человека, позволяющим защищать свои физические и психологические границы, активно познавать мир, конкурировать с другими. Многих родителей беспокоят детские проявления агрессии, однако человек – часть природы, а ее основной закон гласит: «Выживает сильнейший!».

По способу выражения агрессию можно разделить на вербальную (словесную) и невербальную (физическую). Эти два вида связаны между собой как сообщающиеся сосуды: запрещая ребенку драться, мы провоцируем его на более частое употребление ругательств, а ругая за некрасивые выражения – заставляем чаще распускать руки. Агрессивное поведение ребенка следует контролировать, корректировать – но не подавлять. Если эмоция возникает, значит, она естественна, и надо лишь найти приемлемый для всех способ ее выражения.

Сегодня не так просто встретить человека, который говорил бы исключительно на литературном русском языке. Грубые выражения прочно вошли в обиход, а нецензурные перестали подвергаться цензуре. Если уж взрослые не пренебрегают употреблением ругательств, стоит ли требовать высокого слога от ребенка?

Пожалуй, самая большая проблема – объяснить детям, почему нужно избегать грубых выражений. Это ведь просто слова, набор звуков, - полагает ребенок. Кроме того, необходимо найти способы снижения привлекательности ругательств, которые легко «прилипают» и очень неохотно уходят из лексикона.

2-3 года

Малыши повторяют «плохие слова» механически, поскольку не замечают или не понимают их специфическую эмоциональную и смысловую нагрузку. Ребенка привлекают перемены, происходящие со взрослыми, когда он произносит новые словечки. Почему-то мама вздрагивает, папа хмурится, а бабушка шумно всплескивает руками, - ради этого эффекта стоит говорить их снова и снова! Чтобы избежать закрепления ругательств в речи, взрослым нужно постараться контролировать свои эмоции.

- Услышав ругательство из уст малыша, не выдавайте своего испуга или возмущения. Резко переключите его внимание на какой-то интересный объект.

- Если малыш не поддается на вашу хитрость и продолжает повторять «плохое слово», лукаво наблюдая за вашей реакцией, перейдите из обороны в нападение и спокойно поинтересуйтесь: «Не понимаю, о чем ты говоришь?» Скорее всего, ребенок не сможет объяснить смысл своей реплики. Тогда изобразите удивление и скажите: «Ты же не попугайчик, чтобы повторять непонятные слова, правда?» Малышу ничего не останется, как согласиться с вами.

- Не тратьте свое красноречие и время на объяснение того, почему те или иные слова нельзя говорить. Остановитесь на том, что эти слова считаются обидными и некрасивыми. Для пущей убедительности, подтверждающей второй факт, можете изобразить, как некрасиво искривляется рот ребенка, когда он произносит ругательства. Детская внушаемость сыграет вам на руку.

- Воспользуйтесь тем, что речь малыша недостаточно разборчива, и переиначьте произносимые им ругательства в похожие по звучанию «культурные» слова. Пусть ребенок думает, что ослышался, проходя мимо грузчика, которому на ногу упал ящик с консервами.

- Если «пряники» не действуют, примените «кнут». Пусть штрафом за употребление брани станет лишение конфет или запрет на просмотр мультиков.

От 4 до 6 лет

В этом возрасте ребенок уже способен понять, что слова, так же, как и действия, могут быть неприличными. К сожалению, слушая речь окружающих, трудно принять это мнение за аксиому. Если мама и папа время от времени не повторяют ребенку, что ненормативная лексика занимает особую нишу в языке, у него может сформироваться убеждение, будто нецензурная брань несет функцию связок между словами в предложении.

Важно, чтобы ребенок видел положительный пример родителей и их негативное отношение к «плохим словам». Расскажите ему, что мат – язык людей недалеких, а то и вовсе опустившихся. Их лексикон ограничен несколькими словами, которые они комбинируют между собой, превращают в разные части речи, чтобы выражать мысли. Культурному и умному человеку нетрудно заменить нецензурное выражение приличными синонимами.

- Расширяйте словарный запас ребенка, в том числе и за счет эпитетов, выражающих отрицательные эмоции. Пусть он знает, что «плохой» - это еще и «гадкий», «отвратительный», «мерзкий», «ужасный» и т.д.

- Помогите ребенку подобрать замену нецензурным выражениям, которые он сможет употреблять в минуты сильного волнения, удивления или испытывая боль. Для этого подойдут слова из других областей сленга: например, «ешки-матрешки» или «елы-палы».

- Если вы заметили, что ребенок навострил уши, услышав от кого-то крепкое словцо, не делайте вид, будто этот эпизод не имеет никакого значения. Уловив удобный момент, выразите сожаление о том, что такой приятный человек ведет себя некрасиво.

- Подкрепите свои слова литературными примерами. Например, прочитайте дошкольнику сказку Шарля Перро «Подарки феи», где волшебница наказала одну из сестер за грубость, сделав так, чтобы каждое произнесенное слово превращалось в змею или жабу.

Автор: Мария Баулина

Источник: http://letidor.ru



Код для вставки на форуме:
Текст сообщения*
:) ;) :D 8) :( :| :cry: :evil: :o :oops: :{} :sick: :hard: :green: :cat: :asian: :yellow: :niger: :ok: :queen: :blind: :megafon: :king:
Загрузить изображение
 
Работает на "1C-Битрикс: Управление сайтом"
Материалы, представленные на сайте, взяты из открытых источников. Информация используется исключительно в некоммерческих целях. Все права на публикуемые аудио, видео, графические и текстовые материалы принадлежат их владельцам. Если вы являетесь автором материала, и есть претензии по его использованию, пожалуйста, сообщите об этом.






Яндекс цитирования