Анна Рауткина, психолог-консультант Московской службы психологической помощи населению города Москвы:
Режим очень важен, причем он должен быть не только у ребенка, чтобы он вовремя спал, вовремя ел, вовремя играл, но и у взрослого, который воспитывает ребенка.
Когда мы рассуждаем, подходить или нет к ребенку, который плачет ночью, мы фокусируемся на следствии — ребенок плачет, а не на причине — почему он плачет. А причины могут быть разными: ребенку приснился плохой сон, что-то болит, хочет есть, ему некомфортно, и прочее.
Так что выбор «подходить — не подходить» должен быть однозначный: подходить, ведь ребенку нужна ваша помощь в устранении причин, которые вызвали плач.
Очень важно, чтобы в младенческом возрасте (про период новорожденности, до двух-трех месяцев, я даже не говорю — здесь не обсуждается, что мама должна быть с ребенком всегда, когда ему нужно) мама должна удовлетворять абсолютно все потребности ребенка для того, чтобы создать ему ощущение безопасного мира. Мира, где ребенка слышат, где ребенок уверен, что к нему всегда придут на помощь, где ему хорошо и надежно. Это и есть та база, которая закладывается в младенчестве.
Если мы не создадим ребенку эту базовую платформу восприятия мира, то тогда позднее — в 3 года, в 5 лет, в 10 — мы можем столкнуться с новыми проблемами, и неуверенность в окружающем мире проявится в страхах ребенка, в плохом сне и многом другом.
То есть очень важно, каким образом мама отвечает на потребности ребенка в младенчестве.
В статьях можно найти сотни советов, как готовить ребенка ко сну, как перекладывать в кроватку, и так далее. Но надо понимать, что каждый ребенок индивидуален. И то, что хорошо для одного ребенка, не подходит другому.
Вот, например, совет: «ребенку лучше всегда засыпать в своей кроватке, чтобы он учился засыпать самостоятельно» — и да, это хороший совет для одной семьи. Но если ребенок на грудном вскармливании и засыпает, поев маминого молочка, неужели маме его будить, чтобы следовать вышесказанному? Конечно, нет.
Биологический возраст не всегда соответствует психологическому возрасту, и в 6–7 месяцев ребенок может так же нуждаться в укачивании, как, скажем, трехмесячный. У ребенка может быть большая потребность в маме, чем у его сверстника.
Маме нужно учиться чувствовать ребенка, быть внимательной к нему, различать причины плача: когда у него что-то болит — он плачет так, когда он просто хочет внимания — совсем по-другому. Но и в том, и в другом случае малыш нуждается в нашем участии, в нашем внимании.
Однако везде нужно чувство меры, и во внимании тоже. Если мама бежит к годовалому ребенку только потому, что он перевернулся на другой бочок и покряхтел в радио-няню, тотчас берет его на руки: «Что случилось?!”, — то, разумеется, что помимо чрезмерной заботы, она ему передает и тревогу, и беспокойство, а это уж точно не на пользу малышу.
Если ребенок приемный — ему тем более следует обеспечивать, создавать ту базовую безопасность, о которой я говорила. Когда приемный ребенок начинает заявлять о своем недовольстве, о своих желаниях — это один из успехов адаптации в новой семье.
В доме малютки на его потребности никто не отвечал, и он разучился (как обычно это бывает) заявлять о них. Оставленный ребенок быстро понимает, что кричать — бесполезно, что от него ничего не зависит: раз в три часа подойдут, покормят, сменят памперс и т.д. Поэтому к приемному ребенку должно быть особое внимание и особая о нем забота.
Понятно, что родители устают. Но ничего не поделаешь: два-три года мама себе не принадлежит. И если родители подошли к планированию семьи осознанно, то эта готовность к трудностям первых лет жизни ребенка принята, осознана, понята. И трудности перестают быть трудностям, а становиться просто задачами.
Да, у родителей тоже должен быть режим. И его суть — в расстановке приоритетов. Уснул ребенок днем? Мама тоже должна отдыхать вместе с ним, позаботиться о себе, а не переделывать тысячу домашних дел. И тогда ей будет ночью проще вставать к ребенку, когда это потребуется.
Режим дня, как и с маленькими детьми, так и с детьми постарше — один из основополагающих моментов. Но это не значит, что новорожденного младенца следует затискивать в какие-то рамки, тем более, если речь идет о грудном вскармливании. Раньше считалось, что нужно выдерживать 3–3,5 часа. Но совсем маленькому ребенку это не под силу.
Но он может придерживаться определенных рамок. Мама кормит его по требованию, а в голове все равно имеет такой момент: «Ребенок ест примерно через два часа (постепенно появляется периодичность). Есть крупные дети, которые требуют кормлений реже. А есть менее крупные, которые насасывают на какое-то время, и потом им еще хочется.
Так в голове мамы складывается понятие о некоей периодичности (хотя когда-то малыш может попросить и через 1,5 часа, а когда-то — на три часа заснуть). И она начинает между кормлениями выстраивать какой-то ритм определенных действий: когда гулять, когда мыться и так далее.
Если ребенок просит, чтоб его покормили и ночью через два часа, то, наверное, забота о его длительном сне не повод, чтобы отказывать ему в реализации его потребностей.
В первую очередь ночь должна быть у матери. И если есть ночь у матери, то она, в конце концов, будет спокойной и у ребенка. А главное — у матери тогда будет день, если она выспится. У нее будет еда для этого ребенка. А если мать будет скакать, укачивать, пытаясь выдержать, чтобы ребенок не ел какое-то время, то от этого никому толку точно не будет. Это приведет к нервному и лактационному истощению матери. Легче ребенку дать грудь в 12, в 2 и в 4 ночи, и малыш тут же заснет.
Сейчас многие недооценивают пеленание. Но очень важно создать ребенку уютное гнездо. Такое, какое оно было в животе 9 месяцев. Там всегда была одна температура, не было ни перегрева, ни переохлаждения. Было тесно и уютно.
Благодаря пеленанию руки у младенца не движутся хаотично, он не пугается их. Он спрятаны в пеленку, ему становится тепло и он понимает, что надо спать.
Кроме того, пеленанием вырабатывается, условно говоря, особый рефлекс, режимный навык. То есть пеленание становится ритуалом, который предшествует сну. Постепенно ребенок поймет: раз запеленали, значит, надо спать. На всех моих детей это действовало и действует железно. С пяти месяцев они засыпали в секунду после того, как их запеленали. До 5 месяцев малыши еще могут попросить (на своем языке плача): «Покачайте меня, у меня живот болит».
Постепенно таких ритуалов становится все больше. Помыли, надели пижаму (на подросшего), прочитали книжку. Значит, пора спать.
Анна Синякова, мама шестерых детей:
Каждый рождающийся в нашей семье новый ребенок появлялся на свет в таких условиях, что просто не было возможности подходить к нему по первому писку. Да, бывает, ребенок кричит, а мне некогда, я занята другими детьми. Покричит немного и скоро успокоится.
Если не успокаивается, оставишь дела, подойдешь к нему. То есть это «выдерживание» происходило из-за жизненных обстоятельств. Но специально наблюдать за плачущим младенцем и из каких-то педагогических соображений к нему не подходить, мне кажется, немного странно.
Тем более, со временем я поняла, как важно для младенца, что его берут на руки, когда ему это необходимо. Сначала мне казалось, что если часто брать кроху на руки, это его избалует. А потом осознала, что нисколько не избалует. А если сейчас не брать на руки, когда у нас будет такая возможность? Ведь дети растут так быстро!
Но переживать, что это не всегда получается из-за того, что некогда — не стоит даже молодым мамам с первыми детьми. То есть неплохо, мне кажется, что ребенок получает своеобразную прививку — подождать. Только, повторяю, если это происходит естественно, а не мама специально стоит и говорит: «Вот ты покричи, а я подожду, выдержу паузу».
Автор: Оксана Головко
Источник: http://www.pravmir.ru/
Информация с сайта "Мама для мам" mam2mam.ru