Раннее детство без телевизора: создаем среду

Недавно я делилась с вами своими мыслями о том, почему мы стараемся оградить нашего ребёнка-тоддлера от телевизора и прочих гаджетов (на самом деле работаю над целым циклом статей на эту тему).

Я пришла к выводу, что важная часть поддержания образа жизни без телевизора заключается в правильной домашней обстановке, которая поощряет более полезное времяпрепровождение, а именно самостоятельную игру: она помогает двигательной активности, мультисенсорной стимуляции, развивает концентрацию внимания и чувство порядка. Чему, как вы понимаете, сидение перед экраном не способствует.

Вот несколько идей, которые сработали у нас. Возможно, они заставят вас задуматься и вдохновят на небольшие эксперименты.

− Держите все экраны вне поля зрения или в недоступном месте.

Достаточно сложно постоянно смотреть телевизор, если он установлен так, что его не видно.

У нас есть телевизор, но не на первом этаже, где мы проводим 98% времени. Мы установили его в гостиной, в подвале. То есть если мы хотим посмотреть DVD, нам приходится специально идти вниз. Летом мы идём в подвал примерно раз в месяц, хотя зимой бывает и пару раз в неделю. Остальную часть времени телевизор остаётся вне поля зрения и вне наших мыслей. Лидия даже не знает, что у нас есть DVD.

создаём среду без телевизора

В спальне (в которой также спит наша дочь) или где-нибудь в доме у нас нет телевизоров.

Ещё у нас есть настольный компьютер, который установлен в кабинете. Кроме того, мы завели правило убирать смартфоны со стола во время еды.

При отсутствии отдельного этажа для просмотра телевизора мы бы либо вовсе от него отказались (моё мнение), либо хранили в шкафу, изредка доставая специально (мнение моего мужа).

С тех пор как телевизор перестал быть частью нашей обычной жизни, Лидия и не просит его включить. И у меня в мыслях нет предложить ей телевизор. Когда мне с ней тяжело, всё, что я, как правило, думаю, сводится к следующему:

  • может быть, сейчас очередь Бена вести её на прогулку;
  • может ли она «помочь» мне с тем, что я делаю;
  • может, если включить музыку, это поможет (изредка мы включаем музыкальные записи);
  • может, предложить ей поиграть с игрушками или с тестом для лепки в другой комнате.

Телевизор не фигурирует ни в одном из этих пунктов.

детская среда без телевизора

− Храните игрушки на открытых полках и в открытых корзинах.

Я писала об этой идее раньше. Этот совет работает по тому же принципу, что и первый: вероятнее всего внимание ребёнка будет обращено на те вещи, которые он видит, а не на те, что он не видит.

Вместо того чтобы забросить все игрушки Лидии в одну коробку, – ей придётся копаться в беспорядочно запутанной горе пластика для поиска желаемого, – мы храним всё на низких, доступных для ребёнка, полках. Мы согласны с Монтессори-педагогами и другими учителями, которые считают, что такой подход делает материалы для игры гораздо более привлекательными.

Игрушки на открытых полках легко увидеть, они как будто приглашают ребёнка заниматься. Полки также поощряют проявлять уважение к каждому отдельному предмету: ничего не потеряно и не раздавлено, как это бывает с игрушками, которые оказались на дне коробки. Полки помогают организовать игровые материалы, что привлекает внимание ребёнка.

Игрушки, которые состоят из большого количества мелких деталей (например, конструкторы, пазлы и т. д.), мы храним на полках в открытых корзинах или на подносах. Лидия может посмотреть, что в них лежит, и выбрать, чем ей хочется заниматься. Это помогает развивать чувство порядка.

Открытые полки и корзины способствуют развитию самостоятельности, потому что ребёнок может сам взять то, что хочет, и перенести туда, куда хочет. Если Лидия хочет играть тестом для лепки, она может взять поднос с ним, поставить на стол и начать делать «змей» (её любимая игра с тестом для лепки) без нашей помощи.

Создать среду без телевизора

− Храните книги на стеллажах или полках так, чтобы было видно их обложку.

Опять же дети обратят своё внимание на то, что они могут увидеть.

Книги – прекрасная альтернатива мультфильмам, но они гораздо менее привлекательны, когда на полке видны только их тоненькие корешки. Поэтому мы расположили книги так, чтобы их обложки можно было легко увидеть.

Я взяла эту идею здесь. Мы также рассматривали другие варианты, но мужу больше понравился первый. Бен купил и установил водосточные желоба на стене, на них мы разместили книги Лидии так, чтобы она сразу видела их обложки. Теперь, когда все любимые книги Лидии находятся в её уголке для чтения, я заметила, что она тратит гораздо больше времени на самостоятельное чтение (это означает больше времени для меня. Ура!).

Для того чтобы малышу было комфортно читать в своём уголке для чтения, можно разместить рядом с книжками удобный ковёр, стул или подушку. Мне нравится овечья шкура из «Икеи».

Теперь, когда книги и игрушки нашей дочери расположены на видных местах, а телевизор убран из виду, она может играть и исследовать то, что находится вокруг, а не сидеть перед экраном.

В следующей статье я хочу поделиться некоторыми идеями, которые помогают мне организовать занятия и обучение моей дочери в реальном, а не виртуальном мире.

Есть ли у вас идеи и предложения для создания домашней среды без телевизора? Что сработало у вас?

Источник: http://mchildren.ru/



Код для вставки на форуме:
Текст сообщения*
:) ;) :D 8) :( :| :cry: :evil: :o :oops: :{} :hard: :green: :cat: :asian: :yellow: :niger: :ok: :queen: :blind: :megafon: :king: :sick:
Загрузить изображение
 
Работает на "1C-Битрикс: Управление сайтом"
Материалы, представленные на сайте, взяты из открытых источников. Информация используется исключительно в некоммерческих целях. Все права на публикуемые аудио, видео, графические и текстовые материалы принадлежат их владельцам. Если вы являетесь автором материала, и есть претензии по его использованию, пожалуйста, сообщите об этом.




Яндекс цитирования