Как ребенку найти время для взросления

Хорошо ли, когда ребенок так занят каждый день, что ему даже вздохнуть некогда, и на что у него обязательно должно быть время – рассказывает психолог Екатерина Бурмистрова.

Занят все время – и это то, что нужно для развития

Обычно в конце учебного года у детей и взрослых накапливается очень большая усталость от учебы, так называемая весенняя астения. Время яркого солнца и зеленой травки еще только впереди, но ожидание лета плохо влияет на мотивацию к обучению.

В больших городах, даже в обычных школах, дети сталкиваются с огромными перегрузками. Программы, ФГОСы изменились, это вроде бы и не очень заметно, но нынешние ученики – совершенно не в той ситуации, в которой были мы, родители, когда сами учились в школе.

И если у ребенка свободные, ответственные и финансово состоятельные родители, он будет занят все время: с утра и до середины дня у него будет школа, во второй половине дня – дополнительное образование. Считается, что это именно то, что нужно для хорошего развития.

Дети закручены в какую-то невероятную пружину образовательной гонки, у них остается очень мало времени на то, чтобы, собственно, расти. Нам кажется, чем больше мы вложим в ребенка, тем лучше, а сейчас особенно популярна идея, что нужно вкладывать максимально. Но это вложенное должно как-то перевариваться, усваиваться, и вообще ложиться на какую-то еще, кроме как учебную, почву.

Часто у мальчиков совсем нет времени на спорт. Тотально нет времени на чтение книг в условиях все большей доступности планшетов, телефонов и других виртуальных штук. Все это приводит к тому, что растет не очень читающее поколение. И дело не только в планшетах, но еще и в том, что очень мало досуга – расписание слишком плотное.

Часто родители гордятся: «Мой ребенок так занят каждый день, что ему даже и вздохнуть некогда», – и думают, что это хорошо.

Ребенка закручивают с двух сторон: в школе задают на дом много заданий и есть плотная программа дополнительных занятий. Часто уроки без взрослого сделать нельзя, домашние задания родители делают вместе с детьми, и это поощряется школой. Уже в начальных классах детям нанимают репетиторов. Считается, что это помогает детям вырасти более умными.

Другая сторона: положение родителей в нынешней системе образования. Родители оказываются под очень серьезным прессом. В первом классе на родительском собрании им говорят: «Вы поступили в первый класс. По математике мы с вами будем проходить вот это, по русскому вот это». Вместо того, чтобы позиционировать ученика как самостоятельного человека, сейчас в большинстве школ, особенно ориентированных на какой-то успех, часть ответственности за учебу все больше перекладывают на родителей.

Считается, что родители должны быть полными участниками процесса усвоения знаний детьми, без вариантов. Если вы так не делаете, то вы плохие родители, да и на ребенка окажут давление: «Что же твои родители – не могли у тебя проверить немецкий?»

Где найти время для взросления

Параллельно существует и другое мнение: родители начинают понимать, что что-то идет не так. Пусть это звучит буквально, но у ребенка в начальной и средней школе обязательно должно быть:

– свободное время,

– время гулять,

– время ковырять в носу,

– время на контакты – то есть возможность разговаривать с другими детьми лично, а не в чате,

– время доиграть, потому что считается, что если ребенок пошел в школу, ему теперь не до игрушек.

И очень важно, чтобы учителя, школьные психологи, родители имели двустороннюю информацию о том, как важны нагрузки, и о том, как перегрузки и плотный график могут быть вредны для взросления.

То волевое и эмоциональное отставание, которое мы сейчас имеем к концу подросткового возраста – следствие того, что дети не имеют времени взрослеть, быть самими собой, думать серьезные мысли, общаться с другими детьми.

Современные дети в мегаполисах, вроде Москвы, самостоятельно вообще не гуляют. Сначала ребенок не гуляет, потому что опасно, родители не могут его отпустить одного, а потом он не гуляет, потому что у него сплошные занятия, и просто нет времени. Тема выпадения уличной социализации из развития детей очень серьезна.

Нынешнее поколение родителей много чего достигло в жизни, по крайней мере, мы сами могли учиться и самостоятельно начать работать. Сейчас родители, как машинку на веревочке, тащат за собой ребенка, который упирается, не старается, и времени тратится вагон. И положение родителя при ребенке лет до 12, 13, а то и 14 лет, – это роль такого высококлассного сопровождающего, часто при моторе, ведь дети же еще не могут перемещаться сами.

Нынешние родители сами ходили с ключом на шее и в музыкальную, и в художественную, и в спортивную школу, а сейчас это не так. С каждым ребенком обязательно идет взрослый. Часто социальная жизнь родителей строится вокруг этого: школа – занятия. Родитель полностью погружен в жизнь ребенка, все мысли и разговоры у него про детские уроки и оценки.

Это, может быть, в чем-то и хорошо для тех, кого это устраивает. Но то, что у детей замедляется взросление, и то, что родители оказываются частью учебного процесса, для меня очень неоднозначно. Я каждую неделю на консультациях сталкиваюсь с родителями, которые очень устали, испортили с детьми отношения, понимают, что уже седьмой или восьмой класс, а ребенок так и не начал учиться сам.

Это очень сложное и зажатое положение родителей, мне кажется, требует особой рефлексии, потому что, действительно, никто не виноват, но в этой новой ситуации нужно понять, как лучше строить отношения, чтобы ребенок и взрослел, и мог самостоятельно что-то делать.

Летом родителям нужно вернуть себя

Наступило лето, и важно не загнать себя в ловушку такого же плотного графика программы с детьми, как и в течение года.

Лето – неплохая возможность немного приостановить бег и посмотреть на свою жизнь со стороны, немного сменив фокус.

Иногда можно заметить интересные вещи. Например, на отдыхе оказывается, что вы в той же самой внутренней каше, в тех же состояниях, что и в городе. И любое привычное «эмоциональное барахло», и те состояния, которые вы сами в себе не любите, могут испортить любой волшебный и прекрасно подготовленный отдых.

Есть много разных ежедневных микропрактик, которые могут возвращать ощущение контакта с жизнью:

– завести утренний ритуал медленного вхождения в день – не спеша пить чай, кофе, наслаждаться вкусом и запахом;

– не включать идеальную или хорошую мать прямо с утра;

– долго смотреть в огонь;

– найти томик любимого поэта, вспомнить стихи, которые нравились;

– пересматривать фото, перебирать воспоминания прошлого лета;

– спать в середине дня или валяться – по вашему желанию;

– не делать НИЧЕГО. Просто удерживать себя от деятельности, останавливать руки, ноги, особенно голову;

– обучить детей, что кресло, гамак, ступенька крыльца – это фактически священное место, где папа и мама смотрят на жизнь, думают, и это очень важно;

– делать что-то приятное, что вы не разрешаете себе делать из-за нехватки времени: повязать, повышивать, порисовать, поболтать, посмотреть дурацкий фильм;

– сыграть во взрослый скрэббл, преферанс, шляпу или что угодно;

– приготовить блюдо – если вдруг такое есть – процесс готовки которого доставляет вам удовольствие.

Важно быть в контакте с собой, отказаться от внешних рамок и создать личную историю лета, которая вернет ощущение себя. И насколько нужен «идеальный летний план», если он реализован с недовольным лицом, кривой улыбкой и отсутствием сил? Составляя план, возможно, нужно учесть внутреннюю потребность в «лайт-версии» лета.

И если вы вернетесь после летнего отдыха отдохнувшими и полными сил, возможно, очередная школьная пора уже не покажется такой невыносимой.

Подготовила Тамара Амелина

Источник: http://www.pravmir.ru/



Код для вставки на форуме:
Текст сообщения*
:) ;) :D 8) :( :| :cry: :evil: :o :oops: :{} :hard: :green: :cat: :asian: :yellow: :niger: :ok: :queen: :blind: :megafon: :king: :sick:
Загрузить изображение
 
Работает на "1C-Битрикс: Управление сайтом"
Материалы, представленные на сайте, взяты из открытых источников. Информация используется исключительно в некоммерческих целях. Все права на публикуемые аудио, видео, графические и текстовые материалы принадлежат их владельцам. Если вы являетесь автором материала, и есть претензии по его использованию, пожалуйста, сообщите об этом.




Яндекс цитирования