В зависимости от того, чего уже достиг ваш восьмимесячный малыш, в этом месяце он может сделать небольшой перерыв в своих достижениях. Ему нужно время, чтобы закрепить и отработать уже имеющиеся навыки.
Как мы растем
С этого возраста малыш все старается делать самостоятельно. Если он умеет ползать, то ползает постоянно, не зная отдыха. Для него незнакомо полежать и спокойно посмотреть телевизор, как у взрослых. Ему надо двигаться, искать, узнавать, испытывать, пробовать.
Малыш просто зачаровывает окружающих, и не только близких родственников. Малыш активнее выражает эмоции: если ему не нравится еда, он отворачивается и закрывает ротик. Если у вас гости, кроха будет «работать на публику» и ждать восторженных аплодисментов. Если кто-нибудь встанет на пути малыша или будет мешать ему осуществить задуманное, недовольству его не будет предела. Но ни в коем случае не идите у него на поводу во всем. Ребенок должен научиться вести себя. Баловать малыша можно, но в меру.
Скорее всего, ваш ребенок уже может самостоятельно садиться. Он бодрствует несколько часов подряд, развлекаясь ползанием и исследованием окружающего мира. Многие дети к этому времени уже начинают ходить у опоры. Как правило, это начинается как путешествие вдоль дивана или вокруг журнального столика и вскоре достигает глобальных масштабов.
Ваш ребенок начинает понимать взаимосвязи между предметами. Он может положить меньший предмет в больший, построить башню из двух кубиков и даже собрать необходимые предметы для сооружения. Он также начинает смутно догадываться, что вещи и люди существуют по отдельности, когда он их не видит. Малыш уже понял, что когда вы выходите из комнаты, вы не исчезаете, просто он вас не видит. Хотя ему нравиться чувство независимости, он все же хочет, чтобы вы были с ним рядом и ему нужно время от времени убеждаться, что все в порядке.
Еще одно проявление вновь приобретенной независимости вашего малыша, это его готовность отказаться от груди или смеси. Но прежде чем отрывать ребенка от груди или бутылочки, Вам лучше проконсультироваться у педиатра. Если вы кормите грудью, ваш малыш может проявлять меньший интерес непосредственно к кормлению, но ему все также необходимо чувство интимности, связанное с этим процессом. Если малыш перестал любить бутылочку, попробуйте предложить ему поильник. Все же не стоит отказываться от бутылочки раньше времени. Ребенок сам даст вам знать, когда она ему надоест.
Нарастание массы тела
+500 гр (всего +5950 гр)
Нарастание роста
+1,5 см (всего +20,5 см)
Если малыш родился с массой тела 3,2-3,5 кг, то сейчас он будет весить 9-9,5 кг. Если же масса тела превышает границу 9,5 кг, значит у малыша паратрофия, то есть лишний вес. Родители, наверное, очень радуются, что их малыш такой пухленький как "пампушечка", но у современной медицины есть свой ответ на этот вопрос. Научными исследованиями доказано, что паратрофия – это состояние, которое отвечает за нарушение обмена веществ, предшествует появлению эндокринных заболеваний, способствует ослаблению иммунитета. У детей с большим весом, болезни имеют частый и продолжительный характер. Самыми распространенными являются:
- респираторные инфекции;
- кишечные инфекции;
- вирусные инфекции;
- пневмонии;
- запоры;
- рахит;
- анемии;
- опрелости.
Поэтому, если ребенок уже приобрел такое состояние, с целью предупреждения осложнений, необходимо обязательно проконсультироваться с врачом-педиатром, который, посоветует, как правильно подкорректировать дневной рацион малыша какие продукты лучше исключить или заменить определенный процент калорийной еды овощными блюдами и фруктами. Самой распространенной причиной проявления паратрофии у детей это присутствие большого количества углеводов, которые малыш получает с едой и недостача в рационе ребенка мяса, сыра, желтков.
При паратрофии рекомендуется ограничить употребление малышом таких блюд как:
- картофельное пюре;
- мучные изделия;
- "белые" каши (каши из цельных круп);
- сладкие соки;
- кисели.
Двигательная активность
Ребенок продолжает изучать пространство. Его интересует все: почему шкаф заканчивается именно на этом повороте, двери двигаются (открываются и закрываются), диван стоит в центре комнаты неподвижно и т.д. Самая увлекательная игра малыша – ползание вокруг кресла, стульчика или кухонного стола. И в этом нет ничего удивительного – ему, как и вам, нужно неоднократно повторять одно и тоже действие, чтобы чему-то научиться и остановиться, выбрав правильное решение.
Деткам в этом возрасте очень нравиться игра "Большой-большой!". Знакомый человек (мама, папа, бабушка, дедушка) спрашивает у малыша: "Какой Егорушка большой?" или "Какой Егорушка большой вырастет?". Ребенок с радостью отвечает на вопрос и поднимает две ручки вверх, показывает, какой большой он вырастет.
Еще малыши любят играть в прятки. Например, ребенок прячется за дверью, за шторой или за диваном и ждет, пока кто-то не спросит: "А где же наша Верочка?", после услышанного вопроса, малыш показывается с того места, где прятался.
На девятом месяце детки не только умеют хорошо сидеть, они сами могут лечь с положения сидя и сесть с положения лежа. Ручки малыша хорошо окрепли. Теперь, если ребенок захочет встать, то для этого эму понадобятся манеж, диван, кресло, то есть то, за что можно держаться руками. Эти упражнения он может делать много раз, но стоять длительное время на ножках ему еще тяжело, поэтом малыш отпускает поддержку и падает, затем снова поднимается.
Бывает такая ситуация, что ребенок держится за край манежа и поднимается на ножки, а потом начинает плакать. Что же происходит? Ответ простой – малыш научился подниматься на ножки, но пока не умеет самостоятельно присесть, поэтому, не зная, что делать, он боится и плачет. Родители должны помочь ребенку присесть, со временем он научится это делать сам и у малыша появится еще одна интересная игра.
Развитие речи
В этом месяце продолжается развитие речи. В его "словарике" еще не много слов, но к ним добавляются новые, коротенькие словечки, обозначающие любимых людей или действия: "дада", "ам", "дай", "мама", "баба", "папа" и т.д. Самое интересное, что у каждого малыша свой "словарик". Ребенок может попробовать моделировать свой голос, разговаривать тихо, шепотом или громко. При этом он очень любит копировать вас, интонацию вашего голоса. Ведь это маленький человечек, который безгранично вас любит.
Если ваш малыш часто повторяет какие-то слоги, вполне вероятно, что это его первые попытки говорить. Например, «ба» может означать бутылочка. Возможно через два, три месяца он произнесет свои первые настоящие слова, а может быть он не начнет говорить раньше 18-ти месяцев или даже 2-х лет. Не смотря на то, что ваш кроха еще не говорит, он уже все прекрасно понимает. Почаще с ним общайтесь, говорите, что вы делаете, называйте знакомые предметы, и скоро он сможет выполнять несложные просьбы, например, «помаши пока» или «перестань».
К 9 месяцам малыш начинает использовать игры в общении со взрослыми. Это способствует развитию речи. Старые, проверенные временем игры в «Ладушки», «Сороку-ворону» помогут крохе научиться подражать взрослым. Сначала вы четко произносите: «Ладушки, ладушки, где были? У бабушки». При этом берете ладошки малыша в свои руки и хлопаете. А теперь попробуйте произнести «ладушки», и вы увидите, что малыш начнет хлопать.
Хорошо помогают развитию речи так называемые игры-переклички. Когда малыш начинает лепетать слоги, вы повторяете их за ним (четко и внятно), а потом произносите новые слоги. От удивления кроха открывает рот, а потом… начинает повторять за вами.
Овладение речью находится в тесной взаимосвязи с общим развитием ребенка. Дети, физически ослабленные, часто страдающие инфекционными заболеваниями, отстают в речевом развитии. Как это ни парадоксально, сильно влияют на речевое развитие желудочно-кишечные заболевания, нарушающие питание коры головного мозга. Таким образом, полноценное питание является основой гармоничного развития малыша.
Кормление
Совсем скоро ваш ангелочек сможет попробовать кусочки нежной пищи, научится кушать с ложечки самостоятельно и брать кусочки руками.
В этом месяце мясной фарш можно заменить мясной фрикаделькой.
Примерная схема вскармливания ребенка на 9 месяце жизни предоставлена в таблице.
Часы
|
Меню
|
Объем еды на одно кормление, мл
|
6.00
|
Грудное молоко или молочная смесь
|
200
|
10.00
|
Овощное пюре
|
140-150
|
Мясная фрикаделька |
30
|
Яичный желток |
1/2
|
Фруктовый сок
|
35
|
14.00
| Грудное молоко (смесь, кефир) |
200
|
Пюре фруктовое |
35
|
18.00
| 10% молочная каша |
200
|
Сок фруктовый
|
35
|
22.00
|
Грудное молоко или молочная смесь
|
200
|
Четыре раза в день ребенок кушает мамино молочко или адаптированную молочную смесь. Каждый день малыш пьет фруктовый сок и кушает фруктовое пюре.
Сон
Режим дня ребенка остается без изменений: сон-кормление-игры-сон-кормление и т.д.
Днем ребенок спит два раза, может быть один дневной сон, но более продолжительный. Определить точное время засыпания ребенка нельзя, потому что у каждого малыша свой индивидуальный режим дня. Продолжительность дневного сна около 2-2,5 часов, один сон на свежем воздухе.
В этом месяце ночной сон становиться более глубоким и длительность его увеличивается до 10-12 часов. У родителей появляется возможность немножко поспать.
Ночью детки могут раскрываться, но не нужно беспокоиться и устраивать ночное дежурство папы возле кроватки. Оденьте ребенку на ночь колготки или пижамку и носочки на ночь. Побеспокойтесь о том чтобы, простынь хорошо ложилась на матрасик и не могла запутать малыша. Лучше всего купить или пошить специальную простынь-мешок, которая одевается на матрасик и хорошо на нем держится за счет боковых резиночек, тогда ничто не нарушит крепкий сон вашего малыша. Ребенок до года обязательно должен спать на твердом матрасе и без подушки.
Вечером, укладывая ребенка спать, спойте ему колыбельную песенку, погладьте тихонечко по головке, и каждое утро встречайте малыша улыбкой и нежными словами. Тогда у малыша не будет проблем с ночным сном, а утром он будет просыпаться в отличном настроении, потому что рядом будит самый родной и дорогой человек – мама.
Не забывайте каждый день проводить закаливающие процедуры: воздушные ванны, влажные обтирания. Занимайтесь с ребенком гимнастикой, делайте массаж.
Диспансеризация и безопасность ребенка
В конце девятого месяца необходимо посетить педиатра. Он взвесит ребенка, измеряет его рост, сделает оценку психофизического развития, а также напомнит какую прививку необходимо сделать в этом месяце.
Нужно обговорить с педиатром проблему профилактики бытовых травм, то есть все ли методы безопасности вы учли и максимально защитили малыша от неприятных ситуаций, знаете ли вы как правильно оказать первую помощь сыну или дочке в определенной ситуации и т.д.
В ванной не допустимо чтобы на полу стоял стиральный порошок, хлорка, всевозможные моющие средства и на ванной не должно находиться мыло, зубная паста, шампунь и т.д. Интерес ребенка предвидеть нельзя, он безграничен, поэтому не испытывайте судьбу и спрячьте все химические средства, в то место, где ребенок их точно не найдет. Не забывайте – бытовая химия является потенциальной опасностью для ребенка. Не являются исключением и медицинские аптечки, которые зачастую находятся на нижних полочках или в легко открываемых тумбочках. Очень жаль, но каждый месяц в детские больницы поступают детки с химическими и медикаментозными отравлениями, иногда в крайне тяжелом состоянии.
Покажите ребенку, что означает слово "Горячее!". Возьмите малыша на руки и на большом расстоянии расположите его ручку над плитой, чтобы он почувствовал сильное тепло – ребенок отдернет ручку. Потом сами поставьте руку над плитой, и забрав ее, скажите "Горячее!". Таким образом, у малыша будет формироваться рефлекс на "горячее". Если вы вдвоем с ребенком готовите обед на кухне, контролируйте себя каждую минуту: горячую чашку, кастрюлю с кипятком, закипевший чайник, электроприборы, острые ножи, вилки, соль и т.д. отодвигайте подальше от края стола. Защитите вашего ребенка от неприятных последствий из-за вашей невнимательности.
Предлагая ребенку новые игрушки, обязательно, обращайте внимание на возрастной диапазон, то есть для детей какого возраста предназначена игрушка, на отсутствие в игрушке острых углов и мелких деталей. Дети – большие экспериментаторы и исследователи своего тела. Исключите все игрушки с мелкими деталями, для того, чтобы они не попали в носик, ушко или в дыхательные пути ребенка.
Проверьте, все ли розетки, которые расположены низко, закрыты заглушками, нет ли рядом тяжелых, стеклянных, острых предметов, которые представляют опасность для ребенка.
Особое внимание нужно обратить на рациональное питание малыша и согласовать с врачом сроки введения новых продуктов (блюд). Чтобы каждый день в его меню присутствовали такие блюда как молочная кашка, овощные пюре, молотое мясо, желток, творожок, свежие соки и фруктовые пюре, и конечно, мамино молочко или молочная высокоадаптированная смесь. В меню ребенка будут появляться новые продукты питания, поэтому необходимо получить консультацию врача относительно аллергичных проявлений на определенные продукты.
Педиатр подскажет, как правильно закалять ребенка, какие новые упражнения нужны для занятий массажем и гимнастикой.
Первые зубки
Пожалуй, самым «вещественным» доказательством взросления ребенка служит появление первых зубов. К началу 9-го месяца у большинства детишек уже есть два нижних зубика, а некоторые малыши могут продемонстрировать окружающим великолепную голливудскую улыбку в целых три, а иногда даже четыре зуба. К 10-ти месяцам в распоряжении малыша уже «арсенал» из нескольких молочных зубов.
Не волнуйтесь, если десны вашего малыша все еще остаются гладкими. Это не помешает ему научиться кушать кусочки нежной пищи. Разница в сроках прорезывания зубов зависит от многих факторов: большую роль здесь играет наследственность (поинтересуйтесь у своей мамы, в каком возрасте у вас прорезались первые зубы).
Но немаловажным фактором является правильное питание малыша. Во-первых, именно сейчас в деснах закладывается основа постоянных зубов, поэтому пища должна быть богата кальцием. Во-вторых, поскольку зубы малыш еще не чистит, пища, которую он получает, должна содержать в достаточном количестве клетчатку (клетчатка овощей и фруктов действует на зубы как зубная щетка). В-третьих, зубкам нужна нагрузка, а значит, еда должна содержать мелкие кусочки овощей, мяса, рыбы или фруктов, чтобы малыш их пережевывал. После того как твердая пища попала в рот, малыш инстинктивно начинает сдвигать ее языком к деснам и жевать ими. Если не получается деснами, то он языком сдвигает пищу к имеющимся зубам и пытается жевать ими.
Можно выделить две самых главных задачи в воспитания ребенка 9 месяцев:
- Развитие языка.
- Формирование целеустремленных движений.
Когда вы общаетесь с ребенком, разговариваете, рассказываете стишки, старайтесь, чтобы малыш пробовал повторять за вами определенные звуки, слоги.
В этот период у малыша ярко выражена наблюдательность и реакция подражания – он смотрит на родителей и хочет делать как они. Рекомендуем использовать возможности вашего ребенка для обучения его новым, более сложным действиям. Можно делать следующие упражнения:
- Доставать игрушки из шкафчика.
- Складывать игрушки в ведерко.
- Нажимать на клавиши пианино.
- Толкать мячик.
- Крутить детскую карусельку.
Учите вашего карапуза переходить от предмета к предмету, на короткое время оставляйте его без поддержки.
Продолжайте приучать малыша кушать с ложки, пить с чашки и засыпать без укачивания.
Помните! Для того, что бы ваш ребенок научился ходить как можно раньше, вы должны обеспечить его необходимыми условиями – выделите малышу отдельную комнату или часть огражденного пола с ковриком.
Детские игрушки на 9 месяце жизни
В этом месяце обратите внимание на следственно причинные игрушки: мячик, который катится, если его толкнуть; детское пианино издает разные звуки, если нажимать на клавиши и т.д.
Набор игрушек рекомендуется дополнить такими новыми игрушками:
- музыкальные игрушки (детский телефон, микрофон, детское пианино и т.д.);
- мячики (разных размеров и расцветки);
- машинки (можно с привязанной ниточкой);
- куклы (тканевые, пластмассовые);
- разнообразные игрушечные животные (в том числе и музыкальные).
В наборе уже есть:
- шарики;
- ведерка с игрушками внутри;
- мисочки;
- кольца (разных цветов и размеров);
- погремушки с ручками (разных цветов и размеров);
- погремушки, с разными звуками звучания;
- резиновые игрушки (разных цветов);
- "грызунчики" (с охлаждающим гелем).
Не давайте ребенку игрушки с мелкими деталями, острыми краями и сломанные.
Мойте игрушки горячей водой с мылом, хорошо их ополаскивайте. Выбирайте резиновые и пластмассовые игрушки – за ними легко ухаживать.
Игрушки рекомендуется периодически менять, для того, чтобы ребенку было интересно играться. Предлагая малышу все игрушки сразу – вы делаете ошибку.
Закаливание ребенка, гимнастика и массаж
Закаливание ребенка
Температура воздуха в комнате ребенка должна поддерживаться на уровне 20°С. Как и раньше, комнату регулярно проветривайте
Прогулки с ребенком
Гуляйте с ребенком на улице три раза в день при температуре воздуха от -15°С до +30°С. Летом длительность прогулки составляет 3-3,5 часа, а зимой – 2-,2,5 часа. Не забывайте: для вашего малыша очень полезен сон на свежем воздухе.
Купание ребенка
Ваш ребеночек уже подрос, и вы можете купать его через день. Температура воды для купания 34°С, длительность ванны 10 минут. Температура воздуха в комнате составляет 21°С. После гигиеничной ванны малыша нужно облить водой, температура которой на один градус ниже, то есть 33°С.
Превратите купание малыша перед сном в настоящее, долгожданное событие. Разрешите карапузу плескаться, играться, "плавать". И ребенок, и родители, получат много приятных впечатлений и удовольствия.
Воздушные ванны
Воздушные ванны можно проводить два раза в день при температуре воздуха в комнате +18-19°С, на улице – 22-22°С, примерно 30 минут. Можно делать кратковременные воздушные ванны по 5-6 минут, когда переодеваете малыша.
Влажные обтирания
Влажные обтирания нужно делать один раз в день после воздушных ванн.
Гимнастика и массаж для здоровья вашего малыша
Так же как и в прошлом месяце уделяйте больше внимания таким процедурам как массаж и гимнастика.
В комплекс массажа и гимнастики входят следующие упражнения:
- Движения руками по кругу.
- Сгибание и разгибание ног вместе и попеременно.
- Массаж спины.
- Упражнения, стимулирующие к ползанью.
- Сгибание и разгибание рук попеременно, держась за пальцы.
- Скользящие шаги.
- Приседания, удерживаясь за кольца.
- Массаж живота.
- Поднимание выпрямленных ног.
Комплекс массажа и гимнастики делайте каждый день по 5-7 раз каждое упражнение на протяжении 10 минут.
Подводим итоги:
Физические навыки:
- Хлопает в ладоши и стучит предметами
- Поднимает и играет двумя предметами одновременно
- Маленькие предметы берет пальцами, а большие двумя руками
- Встает и стоит у опоры
- Может разворачиваться, когда ползает
- Залезает наверх
Социальные навыки:
- Любит играть рядом с родителями
- Осознанно выбирает игрушку
- Реагирует на поведение других детей; может заплакать, если они плачут
- Может научиться защищать себя и свои игрушки
- Оценивает настроение людей
- Сам начинает игру
- Имитирует различные звуки, например чей-то смех, кашель или чихания
- Работает на публику; повторяет действие, если его хвалят
Интеллектуальные навыки:
- Находит игрушку, спрятанную у него на глазах
- Ему надоедает одна и та же игра
- Может вспомнить, в какую игру он играл вчера
- Выполняет простые просьбы
- Узнает, что такое вертикальное пространство и боится высоты