"Каргопольская игрушка". Художественный альбом для занятий с детьми 6-9 лет

Вашему ребенку будет интересно и познавательно узнать, как изготавливается каргопольская глиняная игрушка. Он весело и увлекательно проведет свой досуг, сможет изготовить самостоятельно собственную глиняную лошадку и раскрасить ее. В этом пособии приводятся некоторые приемы лепки и росписи каргопольских игрушек. Все задания усложняются по мере освоения материала, идут от простых к сложным и сопровождаются яркими красивыми фотографиями игрушек.
Основные элементы этой росписи - это полоски, дуги и овалы. Ребенок узнает, что такое солярный знак, по какому принципу лепятся игрушки этого промысла, научится делать сложные фигурки человечков.
Занимаясь по этому развивающему пособию, ваши дети не только отлично проведут время, но и получат много новой и полезной информации о древних традициях мастеров этого народного промысла.

1.jpeg

2.jpeg

3.jpeg

Каргополь — древний город в Архангельской области. Рань­ше это был широко известный большой торговый и культур­ный центр Русского Севера. От тех времен остались величест­венные храмы и соборы. Сейчас это заповедные места, где до сих пор сохранилась самобытная русская культура, искусство и ремесла. И окрестных деревнях издревле изготавливали гли­няные игрушки, которые в далеком прошлом имели какое-то отношение к первобытным обычаям, связанным с культом пло­дородия. Игрушки каргопольских мастеров в большинстве сво­ем - одиночные фигурки, иногда два-три персонажа, связан­ных единым сюжетом и каким-то несложным действием.

КАРГОПОЛЬСКАЯ ГЛИНЯНАЯ ИГРУШКА

Самыми распространенными и любимыми детворой на Кар­гополе были свистульки-утушки. Лепили их к шумным яр­маркам. Звонкоголосые утушки зазывали покупателей на Со­борную площадь к колокольне, где обычно раскладывали свой незатейливый товар каргопольские гончары. Как и все северные крестьяне, они растили хлеб, держали скот. В свободное же от сельскохозяйственных работ время садились за гончар­ный крут. Изготовление гончарных изделий давало дополни­тельные средства к жизни, и лишь попутно они лепили ма­ленькие забавные фигурки. Судить об этих игрушках практически невозможно, так как век их был недолог.

КАРГОПОЛЬСКАЯ ГЛИНЯНАЯ ИГРУШКА

В XX веке промысел почти угас Так бы мы ничего о нем не узнали, если бы не жил в деревне Гринево Иван Василь­евич Дружинин (1887-1949). Во многом благодаря усилиям этого потомственною гончара в 30-е годы прошлого столе­тия промысел возродился Игрушки попали в различные му­зеи и до сих пор известны как «классические» каргопольские игрушки. Еще один яркий народный мастер, имя которого нельзя обойти при рассказе о возрождении промысла, — это Ульяна Ивановна Бабкина (1889-1977). Бабушка Ульяна тоже переняла ремесло от родителей, получив в наследство чуткое ощущение пластики малых форм. Сохранив до старости дет­ское восприятие, она, как ребенок, радовалась своим игруш­кам. В ее руках рождались из глины почти живые существа, с которыми старушка в работе разговаривала, пересмеивалась, шутила. Так же дети, создавая глиняную игрушку, одушевля­ют ее. Изделия бабушки Ульяны еще больше подогрели» ин­терес к каргопольскому промыслу, и было принято решение об организации гончарной мастерской в самом городе. Пер­вым руководителем этой творческой мастерской стал Алек­сандр Петрович Шевелев (1910-1980). Сохранив традицион­ные каргопольские сюжеты, мастер начал разрабатывать но­вые. Появились многофигурные композиции.

КАРГОПОЛЬСКАЯ ГЛИНЯНАЯ ИГРУШКА

Все хранящиеся в музейных собраниях и созданные уже в наши дни глиняные фигурки можно условно разделить на две группы: произведения архаические (символические) и сюжет­ные игрушки нового времени, все больше тяготеющие к повто­рению натуры. Лучшие современные мастера стараются сохранять и развивать древние Традиции. Однако сейчас промысел переживает далеко не лучшие свои дни, ведь простота произ­ведений народных мастеров — только кажущаяся на первый взгляд Ее нельзя придумать. Не каждому и не сразу открыва­ется во всей полноте сказочный мир народной игрушки. За этой простотой — опыт многих поколении художников, их чуткость к материалу, форме, цвету. Постараемся и мы ощутить красоту народного искусства» почувствовать его силу и глубину.

Цель. Освоение простейших элементов каргонольской рос­писи — полосок, дуг и овалов.

В древние времена каждый элемент орнамента имел кон­кретное значение, которое теперь уже трудно, а часто и невоз­можно уловить. Так среди элементов узора часто попадаются круги, кольца и круги с крестом внутри — это древние знаки Солнца, а смыкающиеся скобки и дуги символизируют зерна и пашню — знаки плодородия Земли. Магическое содержание знаков-символов со временем утратилось, и глиняные фигурки превратились в обычные глиняные игрушки — бобки. Од­нако до сих пор в пластике и орнаменте каргопольских гли­няных «баб» сохранились черты, присущие женским изображениям древних земледельцев. Глиняная «баба» в ста­ринном наряде являла собой образ мира. Символической бы­ла каждая деталь. Вот что писал по этому поводу академик Б. А. Рыбаков: «В русской игрушке связь времен уходит очень глубоко, в далекую славянскую старину, иной раз даже в ро­мантику языческой древности. Таковы, например, каргопольские глиняные фигурки женщин с двумя птицами в рутах. Этот сюжет хорошо известен по старинной северорусской вы­шивке, где в центре сложной композиции на тему "встреча весны" находится изображение богини урожая и благополу­чия обязательно с двумя птицами в руках».

Выполнение задания. Дети воспроизводят элементы орнамен­та рядом с образцами на левой странице и дорисовывают ор­намент на полях правой страницы. Эта часть задания будет присутствовать во всех последующих занятиях.

каргопольские глиняные фигурки

каргопольские глиняные фигурки

Цель. Освоение традиционных каргопольских узоров — со­лярных знаков.

Солнечные знаки издавна живут в народном изобразитель­ном искусстве. Так круг символизировал дневной и годичный бег солнца вокруг «Матери сырой Земли», а крест напоминал, что светит оно на весь вольный свет (на четыре «сторонуш­ки») и все времена года зависят от него.

У русских людей некогда бытовало представление о солнце в образе красивою юноши, разъезжающего на белом коне — Яриле или по другим источникам Полкан-богатыре. У древних славян долгое время существовал такой обычай: на Ярилии день подбирали молодого и красивого юношу, сажали на белого ко­ня и возили по нолям, чтобы лучше рос хлеб. Представление о Яриле — весеннем солнце — роднилось с образом молодого кра­сивого юноши, полного сил и здоровья.

Запечатленный в игрушке образ — отголосок древних пред­ставлений о Яриле, о небесном огне, дающем плодородие зем­ле. Изображенное на груди Полкана красное солнце словно согревает распаханное поле с зернами яровых посевов.

Выполнение задания. Дети воспроизводят солярные знаки ря­дом с образцами и расписывают игрушку Полкана.

каргопольская игрушка

каргопольская игрушка

Цель. Знакомство с основными принципами лепки карго­польских игрушек.

Каргопольской игрушке, несмотря на небольшие размеры, свойственна монументальность. Фигурка лепится из одного ку­ска глины, налепных деталей немного. Для каргопольских иг­рушек характерна очень условная, обобщающая передача обра­за. Формы предельно упрощены. Иногда степень обобщения доведена до предела: сани сливаются в одно целое так, что по­лучаются сани с головой коня. Игрушки прекрасны еще до то­го, как мастер берет в руки краски. Именно в лепке, прежде всего, лежит секрет выразительности каргопольских глиняных статуэток.

Фигурки животных — коня, коровы, оленя — близки между собой по лепке и по росписи. Коня отличают широко рас­ставленные конические столбики ног, крутой изгиб сильной шеи, маленькая голова со стоящими ушками и очень простая роспись. Фигурка обычно целиком забеливается известкой, кромеголовы, которую закрашивают синим или розовым коле­ром. У лошади «в упряжке» наводится уздечка и сбруя, если боках, как у коровы и оленя, большие буро-красные круги и кресты. Грива пишется росчерком красных и черных линий, хвост—одними черными.

Выполнение задания. Дети самостоятельно лепят каргопольского копя, согласуя свои действия с этапами работы, приве­денными и тетради. Затем, после сушки, расписывают его и по своему усмотрению раскрашивают нерасписанные фигурки.

4.jpeg

каргопольская игрушка

Цель. Знакомство с традиционными формами игрушек — фигурками крестьян.

Крестьянки, которых изображают каргопальские мастера, обычно очень деятельны: они несут корзину или блюдо с пи­рогами, нянчат детей, прядут нитки, стирают белье... Мужские фигуры тоже изображены в повседневном труде: здесь и па­харь, и сеятель, и кузнец. Не забыты и праздничные темы — бражники в лодке, бородатый старик играет на балалайке. Тра­диционная композиция для каргопопьской игрушки — «кадриль» и одну или две пары и стоящий в стороне гармонист.

Во всех фигурках, как правило, очень мало деталей, мастер главное. Так руки у женских фигурок полукруглые, они прижаты к туловищу и составляют с ним одно целое. Часто руки бывают положены на бедра или протянуты навстречу зрителю, или воздеты к небу.

Выполнение задания. Дети лепят и расписывают фигурки крестьян.

каргапольская игрушка

каргапольская игрушка

Цель. Знакомство с традиционными формами игрушек — оленем, лосем, бараном.

Скульптурки животных, как мы уже говорили, лепятся обыч­но из единого куска глины. Корову отличает широкая грудь, толстая шея, вытянутая морда и серповидные рожки, а оле­ня — ветвистые рога с небольшими выступами-отростками, ло­ся — крепкая шея, небольшая голова и пара ветвистых рогов с небольшими ушками. Морда у сохатого чуть вытянута вперед, рот приоткрыт, острым предметом намечены глаза и ноздри.

Выполнение задания. Дети лепят оленя и расписывают фи­гурки оленей и миниатюру «Охота на тетеревов».

каргапольская игрушка

каргапольская игрушка

Цель. Знакомство с традиционными формами игрушек — медведями и Полканом.

Характерным для каргопольских игрушек есть очеловечивание животных. Медведи и барашки работают в кузнице, животные играют на гармони и т.д.

Собираясь лепить Полкана, проговаривай: «Полкана-богатыря сделаю. В старину ж помогал людям землю от врагов оберегать. Руки у Полкана будут сильные, грудь могучая. А на груди солнышко. Ноги, что у коня — быстрые. А на них золотые копыта».

Выполнение задания. Дети лепят и расписывают фигурки медведя и Полкана.

Сказочный мир Каргополя

Сказочный мир Каргополя



Код для вставки на форуме:
Текст сообщения*
:) ;) :D 8) :( :| :cry: :evil: :o :oops: :{} :hard: :green: :cat: :asian: :yellow: :niger: :ok: :queen: :blind: :megafon: :king: :sick:
Загрузить изображение
 
Работает на "1C-Битрикс: Управление сайтом"
Материалы, представленные на сайте, взяты из открытых источников. Информация используется исключительно в некоммерческих целях. Все права на публикуемые аудио, видео, графические и текстовые материалы принадлежат их владельцам. Если вы являетесь автором материала, и есть претензии по его использованию, пожалуйста, сообщите об этом.




Яндекс цитирования