Питер Грей "Свобода учиться. Игра против школы"

Питер Грей "Свобода учиться. Игра против школы" 12.11.2016

Питер Грей "Свобода учиться. Игра против школы"

О книге

Психолог Питер Грей утверждает: если вы хотите, чтобы дети преуспели в постоянно меняющемся мире, предоставьте им свободу учиться и раскрывать собственные интересы. Опираясь на данные антропологии, психологии и истории, Грей показывает, что свободная игра — основной способ, с помощью которого дети учатся контролировать свою жизнь, решать проблемы, ладить со сверстниками и становятся эмоционально устойчивыми.

Эта книга вносит смелое парадоксальное предложение — освободить детей от оков учреждения, которое убивает любознательность и которое мы зовем школой. Пора перестать спрашивать, что случилось с детьми, и задать вопрос, что не так с системой. Книга «Свобода учиться» расскажет, что мы можем сделать — как родители и члены общества, — чтобы улучшить жизнь детей и способствовать их счастью и обучению.

Для кого эта книга

Для родителей.

Для воспитателей, учителей и всех, кто заинтересован в улучшении образования в нашем обществе.

Фотогалерея

Книга «Свобода учиться» -

Об авторе

Питер Грей – автор книги «Свобода учиться»

Питер Грей — профессор психологии в Бостонском колледже, автор известного учебника по психологии и популярной колонки на сайте журнала Psychology Today.

Цитаты из книги

Возраст не главное

С исторической точки зрения, равно как и с эволюционной, нелепо делить детей на группы по возрасту. Я бы даже сказал, что для современного мира это страшная нелепость.

Эксперимент

В 1999-м был запущен интересный эксперимент по изучению способности детей к самообучению. Сугата Митра установил на стене здания компьютер и повернул его монитором к самым бедным трущобам Нью-Дели, где дети не ходили в школу, не умели читать и писать. Затем он включил камеру и все снимал.

Полезная игра

Вы всесильны, и вот вы должны заставить молодых людей и детенышей других млекопитающих отрабатывать навыки, необходимые для выживания и размножения. Как бы вы решили эту проблему? Как насчет встроить в их мозг механизм, который заставлял бы их хотеть отрабатывать навыки? А если это... игра?

Свобода мысли

Школьники должны быть свободны в исследовании разных точек зрения, связанных со своими интересами, и в высказывании суждений. Все это может происходить в обстановке, где дети слышат разные мнения, поскольку в демократическом обществе школа помогает развиваться и делать открытия, а не внушает идеи.

Вся наша жизнь...

Жизнь — неформальная игра. И правила можно менять бесконечно, и вы обязаны принять участие в их создании. Здесь нет победителей и проигравших. Уживаться и ладить с людьми важнее, чем победить их. Эти уроки ребенок усваивает в неформальной игре, и они более важны, чем научиться подавать крученый мяч.

Новая школа

Чем можно заменить общеобразовательные школы? Подозреваю и очень надеюсь, что все, что я описал, будет так или иначе меняться в зависимости от конкретного района и требований местных жителей. Общеобразовательных школ станет все меньше, а возможностей обучаться на добровольной основе — больше.

Эксперты рекомендуют

Стюарт Браун, врач, психиатр, основатель некоммерческой образовательной организации «Национальный институт игры», автор книги «Игра. Как она влияет на наше воображение, мозг и здоровье»

Книга Питера Грея проливает свет на несостоятельную систему образования, в ловушке которой оказались и дети, и учителя. С помощью науки Грей показывает, что люди созданы для игры — играя, они развиваются, а для малышей игра и есть обучение.

Отзыв

В книге много говорится о свободе, о путях, ведущих к ней, об изыскании ресурсов, привлечении общественности к строительству нового образования. Главная задача взрослых (педагогов, родителей и др.) – стремиться создавать во взаимодействии друг с другом и с детьми отношения, основанные на уважении, доверии, взаимопонимании. Именно такого качества отношения — необходимое условие для раскрытия потенциала каждого ребенка, для развития его способности гармонично взаимодействовать с людьми.

Родители отправляют детей в школу, руководствуясь наилучшими побуждениями, веря в ее необходимость для того, чтобы дети стали деятельными и счастливыми взрослыми. Многие сомневаются в эффективности школ, но традиционно считается, что подобные проблемы можно решить с помощью денег, привлечения более квалифицированных учителей, введения более серьезной учебной программы и/или более жесткой системы тестирования.

А что, если настоящей проблемой является сама школа? Печальный факт – один из наиболее лелеемых нами институтов, в силу самой своей природы, не способен удовлетворить потребности наших детей и общества.

Школа это место, где дети вынуждены находиться, и где их свобода сильно ограничена, ограничения эти гораздо более серьезны, чем те, с которыми большинство взрослых готовы были бы мириться на своих рабочих местах. В течение последних десятилетий мы продолжаем принуждать детей проводить в такой среде все больше и больше времени, и имеются достоверные свидетельства того, что это приводит к нанесению многим из них серьезного психологического ущерба. Более того, чем больше ученые узнают о естественных способах обучения у детей, тем более очевидным для нас становится, что дети получают наиболее глубокие и полные знания, проявляя при этом неподдельный энтузиазм, в условиях практически противоположных школьным.

Неудивительно, что сегодня даже "лучшие ученики" (возможно, в особенности они) часто говорят, что "измотаны" школой. Один из недавно закончивших школу лучших выпускников, отвечая на вопрос журналиста, почему он решил повременить с поступлением в колледж, объяснил это так: "Последние два года я был полностью поглощен учебой и мало спал. Каждый вечер мне приходилось пять или шесть часов тратить на домашнюю работу. Продолжение учебы – последнее, чего мне хотелось".

Исследования показывают, что люди всех возрастов лучше всего учатся, когда обладают для этого самостоятельной мотивацией, пытаясь найти ответы на собственные настоящие вопросы, и достичь целей, которые они сами установили для своей жизни. В таких обстоятельствах обучение обычно приносит радость.

"Будучи исследователем, я посвятил большую часть своего времени изучению того, как дети учатся. Дети приходят в мир, уже обладая чудесными механизмами для управления собственным образованием. Природа наделила их мощными образовательными инстинктами, в том числе любознательностью, желанием играть, общительностью, вниманием к происходящему вокруг них, стремлением расти и стремлением делать то, что уже умеют старшие дети и взрослые.

В подтверждение справедливости этих слов по отношению к маленьким детям достаточно понаблюдать за ростом ребенка с рождения до школьного возраста. Благодаря собственным усилиям дети учатся ходить, бегать, прыгать и лазить. Они с нуля изучают родной язык, а вместе с тем учатся отстаивать свои желания, спорить, развлекать, раздражать, заводить друзей, очаровывать и задавать вопросы. Задавая вопросы и занимаясь исследовательской деятельностью, они приобретают огромный объем знаний об окружающих их предметах и быте, а в ходе игры отрабатывают навыки, которые способствуют их физическому, интеллектуальному, социальному и эмоциональному развитию. Всем этим они занимаются еще до того, как кто-либо предпримет попытку научить их чему-либо с помощью того или иного систематического подхода.

Это потрясающее стремление и способность к обучению не выключается само по себе, когда детям исполняется 5 или 6 лет. Мы выключаем его своей принудительной системой обучения. Основным и имеющим самые долгосрочные последствия уроком нашей системы обучения становится то, что обучение это работа, которой следует избегать всеми силами.

Мои собственные исследования посвящены процессам обучения у детей "школьного возраста", которые не ходят в школу, или не ходят в школу в традиционном ее понимании. Я занимался изучением того, как учатся дети в обществах, где школы отсутствуют, в особенности, в рамках культуры охотников-собирателей, т.е. в тех условиях, в которых эволюционировал наш вид. Также я изучал процессы обучения в нашей культуре у детей, которым доверили самостоятельно заниматься собственным образованием и предоставили им возможности и средства для самообразования. В таких обстоятельствах естественная любознательность детей и стремление к обучению сохраняются на протяжении всего детства и в подростковом возрасте, вплоть до перехода к взрослой жизни."

Питер Грей

Вот несколько выдержек: 

" Свободная игра - естественный способ научить ребёнка контролировать ситуацию, показать ему, что он не беспомощен. В играх дети учатся сами, без взрослых, принимать решения, устранять проблемы, соблюдать правила. Также они учатся общаться с людьми на равных, а не только быть послушными или непослушными подчинёнными. В активных играх на улице дети сознательно заставляют себя немного бояться. Они учатся контролировать не только своё тело, но и свой страх. В играх на общение они учатся договариваться друг с другом, угождать другу, быть менее агрессивным и пересиливать злость во время конфликтных ситуаций. Ещё в свободной игре дети естественным образом понимают, что они любят. Они пробуют разные занятия и открывают для себя свои пристрастия и таланты. Ничего такому нельзя научить устно, этим вещам учат на практике, которую дают свободные игры. Основные эмоции, сопровождающие игры - это радость и интерес".

"Из всего написанного должно быть понятно и очевидно, почему сокращение времени на игру влечёт за собой расстройства эмоционального и социального характера.... Другого способа освоить эти навыки нет, и этому невозможно научиться в школе. Такие уроки личной ответственности, самоконтроля и навыков общения гораздо важнее для жизни в обществе, чем школьные уроки".

"Мы привыкли считать обучение работой, которой дети обязаны заниматься на специальном рабочем месте, в школах, которые появились по образу и подобию фабрик. Всё это нам кажется абсолютно нормальным, потому что мы видим это повсюду. Очень редко мы задумываемся о том, что эта система искусственна и что она появилась недавно, а также о том, что современная образовательная система начала складываться в тот мрачный исторический период, когда считалось, что дети изначально рождаются грешными и должны много трудиться. Мы забыли о том, что детям свойственно учиться самостоятельно, играя и исследую мир. Мы всё больше отбираем у них возможность получать знания свободно, а вместо этого принуждаем к безумно медленному и скучному процессу обучения, который разработали школьные чиновники".

"Никто в системе образования не хочет признать, что общеобразовательные школы не работают, потому что они общеобразовательные, и единственное, что нужно изменить, - дать детям возможность самим решать, чему они хотят учиться".

Наше общество процветает в условиях многообразия. Нашей культуре необходимы люди, обладающие множеством различных навыков, интересов и типов темперамента. Самое главное, что нам нужны люди, живущие увлеченно, не боясь брать ответственность за собственные действия на протяжении всей жизни. Это общие знаменатели для тех, кто взял в свои руки собственное образование.

Книга для тех, кто не в восторге от традиционного образования и ищет альтернативы. Содержит множество примеров и статистических исследований. Освещает любопытные исторические факты, альтернативные системы получения знаний. И, конечно же, говорит о важности игр, сравнивая игры свободные и оснащённые правилами, проходящие с участием взрослых и без них, между детьми одного и разных возрастов, под надзором и без, в разное время и у разных народов. 

МАНН, ИВАНОВ И ФЕРБЕР   

Сайт: http://www.mann-ivanov-ferber.ru/


Подробнее:http://www.labirint.ru/reviews/goods/546272/


Теги: 

Код для вставки на форуме:
Текст сообщения*
:) ;) :D 8) :( :| :cry: :evil: :o :oops: :{} :hard: :green: :cat: :asian: :yellow: :niger: :ok: :queen: :blind: :megafon: :king: :sick:
Загрузить изображение
 

Информация с сайта "Мама для мам" mam2mam.ru