Рисуем пальчиками!

Даже для самых маленьких детей рисование может стать одним из самых любимых и полезных занятий. Малыши в возрасте 1-2 лет еще не могут изображать предметы. К тому же они такие непоседы! Поэтому самый доступный способ рисования для таких малышей — пальчиками. И действительно, что может быть проще – макай пальчик в краску да малюй… Даже у начинающего рисовать малыша получаются очень красивые работы Трудно испортить картину, на которой в произвольном порядке пальчиком натыканы ночные звезды или разбросаны по земле ягоды красной рябины для голодных птиц.

Если творческие способности остаются невостребованными, то с годами накапливается эмоциональная подавленность. Рисование помогает высвободить накопившуюся творческую энергию, выразить свое «Я».

В последнее время все чаще начинают обучать рисованию детей в возрасте до года. Самым маленьким художникам — шесть месяцев. «Зачем так рано?» — удивляются многие.

М. В. Гмошинская — кандидат медицинских наук, врач-педиатр, автор методики обучения рисования детей первого года жизни — считает, что начинать надо как можно раньше.

Рисование помогает установить творческий и эмоциональный контакт матери и ребенка, развить внимание, память и мышление художественными методами. Кроме того, в процессе творческой работы происходит развитие сенсорики, мелкой моторики, цветовосприятия. «В отличие от всех испытанных методик мы не показываем малышу, "как нужно" и "как правильно", а целиком полагаемся на его интуицию, воображение, желание и даже каприз», — пишет Гмошинская.

Маленькие художники учатся выбирать и смешивать цвета палитры, причем делают они это самостоятельно. Вначале малыши рисуют просто пальчиками, чуть позже — ладошками, а уже после года — кисточками. Результат зависит и от настроения художника, и от «художественного стажа», а также от настроения окружающих.

Рисование в любом возрасте — это большое удовольствие. К сожалению, большинство из нас почти никогда не рисует или делает это крайне редко. Этим мы себя очень обедняем. Может быть, нам тоже нужно было начать рисовать пораньше...

Учителя рисования рассказывают, что в 4-5 лет некоторые дети боятся белого листа. Учителю приходится изображать какую-нибудь «загогулину» на листе, чтобы ребенок решился начать свой рисунок. А вот с детьми, которые начали рисовать около года, боязни белого листа никогда не бывает.

О вкусных и невкусных красках

Первое, что попробует сделать ваш начинающий художник шести месяцев, — отправить краску себе в рот. Это совершенно естественно для ребенка в таком возрасте. Наиболее частая реакция родителей — ограничивать движение рук и одергивать ребенка постоянными «нельзя». К сожалению, такие действия исключают свободную деятельность малыша. В этом случае весь смысл процесса рисования пропадает.

Конечно, любая краска — это абсолютно несъедобная вещь, и об этом нужно помнить! Отучить ребенка есть краски можно таким способом: добавьте в краски раствор английской соли или горчицу. Ребенок поймет: раз «горько», значит, «нельзя»! 

Стоит отметить, что и гуашь, и пальчиковые краски сами по себе тоже довольно неприятны на вкус, и вряд ли малышу захочется попробовать их еще раз. Поэтому не переживайте очень сильно, если он оближет свой покрашенный палец или рисунок.

От 6 месяцев до года:"Проба пера"

Самый оптимальный возраст для рисования — 6-7 месяцев. «Ученик» созрел: ему интересно все новое, возможно он уже сам пытается вставать в кровати и с удовольствием рассматривает все вокруг.

Чтобы не переживать по поводу появления пятен краски на одежде, заранее приготовьте «спецодежду» — старую кофточку и штанишки.

Посадите своего художника на руки, положите перед собой белый лист и поставьте баночку с краской. Для этих целей можно купить специальные детские пальчиковые краски или гуашь.pal.gif

Начните рисовать сами, но так, чтобы ребенок мог видеть ваши действия. Окуните палец в краску и сделайте несколько мазков. Называйте цвета, демонстрируйте их сочетания. Рисуйте разными красками. Первые занятия должны длиться всего 1 минуту в течение месяца, но по возможности каждый день или через день.

Вторая ступень — это личное знакомство малыша с красками. Намажьте его пальчик или ладонь краской и проведите по бумаге. Происходит чудо: рукой на белый лист можно перенести краску, и лист перестает быть белым.

Не давайте ребенку полную банку с краской, чтобы не заниматься потом генеральной уборкой. Используйте очень маленькое количество — его вполне хватит на весь ваш «урок». Удобно использовать одноразовые чайные ложки. Перенесите краску на бумагу — получится небольшая клякса. Остальное завершит малыш.

Рисовать можно на картоне, на плотной бумаге формата АЗ или на больших кусках обоев. Шероховатая поверхность очень хорошо подходит для таких рисунков.

Очень важно давать ребенку рисовать и правой, и левой рукой - левая рука обязательно должна «работать»! 

Когда вы решите дать малышу не один, а два-три цвета на выбор, начинайте с теплых цветов. Можно предложить два теплых, например желтый, оранжевый, и один холодный — зеленый или голубой.

В 7-10 месяцев заниматься рисованием можно 2 раза в неделю. Так дольше сохраняется интерес. Продолжительность каждого занятия — не больше 10-15-ти минут.

1-2 года: Нарисовал и… съел!

Все дети в этом возрасте не творцы, а манипуляторы. Манипулируя с предметами, материалами и формами, они изучают их свойства и возможности. Для познания мира малыши используют все виды чувств и ощущений, в том числе и вкусовые. Поэтому и в таком возрасте материалы для творчества должны быть абсолютно безопасными. Увлекаться модными красками для пальчикового рисования пока не стоит. Главное их достоинство в том, что они легко оттираются с любых Vodorosli.jpgповерхностей и отстирываются с любой одежды. Но то, что эти краски очень горькие, не всегда мешает малышам их отведать. Так что лучше остановить свой выбор опять же на съедобных пищевых красителях.

Подросший малыш уже способен испытывать настоящее удовольствие от художественного процесса. Для творческих экспериментов ему можно давать бумагу. Лучше, если это будут большие листы с шероховатой поверхностью - обратная сторона старых обоев или ватман.

В качестве красок можно использовать вареную свеклу или ее сок, яркие ягоды - чернику, голубику или черную смородину, вареную морковку, зелень или шпинат. Показать малышу, какой след оставляют на листе эти необычные краски, могут сами взрослые. Маме, папе или бабушке достаточно размазать пальцем лужицу свекольного сока, раздавить на листе яркую ягодку или провести линию морковкой, и карапуз с увлечением начнет экспериментировать и творить: размазывать "краски" пальцами, хлопать ладошкой по цветным кляксам, меняя их форму, смешивать необычные краски между собой. Ребенка завораживает возможность волшебного превращения форм и неожиданное изменение цвета.

Малышу можно показать, как проводить пальчиком линию, как вывести из лужицы ручеек, как соединить между собой две разноцветные кляксы, как сделать мизинчиком следы маленького зайчика или мышки и как изобразить большой след слона или медведя целой ладонью или кулаком. Такое рисование пальцами полезно не только для эстетического, но и для речевого развития малыша - недаром логопеды так любят пальчиковые игры и пальчиковый массаж. Тренируя раздельные движения пальцев, кроха стимулирует отдел мозга, отвечающий за речь.

Рисовать можно не только овощами и фруктами. Краски для пальчикового рисования прекрасно получаются из обычной манной каши - ее нужно лишь разделить на порции и добавить в каждую безвредные пищевые красители. Каша должна быть не очень жидкой, тогда мазки пальцами получаются насыщенными, густыми.

К манным краскам можно предложить дополнения в виде ягодок для украшения "шедевра" или ложечки варенья (джема) для создания более насыщенного колорита. Конечно, очень скоро продуктовая картина превратится в однородную и не слишком привлекательную внешне массу. Но увлекательность процесса для ребенка Osiennieie_dierievo.JPGгораздо важнее конечного результата. У малыша еще не сформировано образное мышление, поэтому пока не стоит искать в его рисунках особого смысла - он просто наслаждается и радуется всему, что делает. Кстати, родителям тут тоже есть, чему порадоваться. В результате "художественных" упражнений детские пальчики хорошо потренировались, ребенок получил богатую гамму тактильных ощущений, стимуляция которых способствует развитию его мозговой деятельности и мышления - эта взаимосвязь давно доказана учеными.

После 2 лет: Обогащаем палитру

В этом возрасте ребенку уже не так интересно продолжать эксперименты с продуктами. Все-таки палитра красок слишком бедна, рисунки получаются блеклые и невыразительные. В этом возрасте для рисования дети начинают активно пользоваться яркими фломастерами, карандашами и кисточками. Но это вовсе не означает, что о пальчиковом рисовании нужно забыть, как о пройденном этапе. Наоборот, с возрастом у детей появляются новые возможности для освоения этой интересной техники.

После двух лет ребенок умеет фантазировать, угадывать в нарисованных абстракциях конкретные образы и развивать их.

Теперь линия для него - это не просто палочка, а дорога, по которой ездят машины или след от самолета в ясном небе. Клякса - кошечка, которая свернулась клубком или веселый медвежонок с бочонком меда. Малыш не просто творит - он проживает свое творчество. Все его работы эмоционально окрашены. Рисуя мышкины следы, он пищит, как мышонок, а, проводя пальчиком дорогу, рычит, как машины, которые будут по ней ездить.

Кроха еще не всегда может создать узнаваемое изображение сам, но он охотно развивает и дополняет предложенные образы.

Piervyi_sniegh.JPGМалыш уже достаточно подрос для того, чтобы пользоваться настоящими художественными материалами - гуашью, акварелью или специальными красками для рисования пальцами.

В отличие от кисти, гладкая поверхность пальца не удерживает количество краски, достаточное для проведения длинной линии, поэтому для создания картин лучше "примакивать", "растирать" или "печатать" красками по бумаге. Для печатания руками краску нужно развести до консистенции жидкой сметаны и налить тонким слоем на плоскую тарелку.

Ребенку будет полезно и интересно изучить возможности собственной руки, ведь с помощью одной - единственной ладошки можно получить огромное количество самых разных отпечатков, а дополнив их собственной фантазией, превратить в настоящие шедевры.

Можно мазать, рисовать и печатать любые абстракции, наслаждаясь цветом и живописным колоритом. Или - создавать интересные сюжетные картины. Например, отпечаток раскрытой ладошки пальчиками вниз может стать веселым осьминожкой, нужно только нарисовать ему глазки и ротик. С помощью ладошек мамы и папы, можно нарисовать целую семью осминожков разного размера. И посадить их на морское дно, с отпечатанными пальчиками-камушками и волнами или водорослями, которые получаются, если обмакнуть в краску четыре пальца, и провести волнистые линии в нужном направлении.

А сомкнутая ладонь даст отпечаток силуэта рыбки. Останется только дорисовать ей пальчиками плавнички и хвостик.

Те же самые ладошки могут превратиться и в волшебные цветы с лепестками-пальчиками - из них можно напечатать целый луг! А можно "ограничиться" крыльями красивой птицы.

Отпечатанные ладошки с прижатыми пальцами могут стать удивительными бабочками, достаточно просто нарисовать им длинные усики.

Рука, сжатая в кулак, дает круглый отпечаток, похожий на ракушку, или домик для улитки. Кроме того, из получающихся кружков можно напечатать и снеговика, и солнышко, и забавного человечка.

Полураскрытый кулак печатает дугу. При печатании подушечек и фаланг пальцев получаются оттиски - прямоугольнички или небольшие отрезки разной длины. У каждого пальца свой неповторимый отпечаток.

По-разному поворачивая руки, и дорисовывая к напечатанным элементам узнаваемые детали, можно воплотить любые задумки. 8c3e56746dd5.jpg

Таким образом, соединяя и комбинируя простые элементы, малыш развивает фантазию, пространственное и образное мышление, находит первые конструкторские решения. При таком способе рисования можно использовать поочередно обе руки, или пользоваться ими одновременно, что отлично развивает координацию. Такие нехитрые творческие упражнения особенно важны для леворуких детей, так как они ненавязчиво стимулируют полноценное развитие правой руки.

Эта, на первый взгляд, не слишком аккуратная и откровенно грязная работа на больших листах служит прекрасным средством для расслабления и релаксации, раскрепощает ребенка, избавляет его от страха что-то испортить или запачкаться, дает малышу необходимую творческую смелость, от отсутствия которой часто страдают маленькие художники.

Творчество с мамой на кухне

Бумага и краски вовсе не обязательные атрибуты для пальчикового рисования. Прекрасные пальчиковые картины можно создавать на подносе или противне, присыпанном мукой или манкой. Достаточное количество муки или крупы нужно разровнять, встряхивая поднос, чтоб вся сыпучая масса распределилась равномерным, не толстым слоем. Вот и готов импровизированный лист чистой бумаги. Пальцем на нем можно рисовать любые предметы или не перегруженные деталями сюжеты. Нарисованные картины легко стереть, несколько раз встряхнув поднос. Увлеченный таким необычным рисованием малыш освободит немало времени для занятой готовкой мамы.

"Художественная" уборка

Другое замечательное место для пальчикового рисования - это ванная. В распоряжение маленького художника - экспериментатора можно предоставить и кафельные стены, и зеркало, и саму ванну.

1711b9f8864d.jpgВыбор красок здесь ограничен только ассортиментом туалетной полочки.

На кафеле, зеркале и стенках ванны можно рисовать и детской зубной пастой, и папиным кремом для бритья. Главное, чтобы в этих "красках" не было жира - он плохо отмывается.

Рисовать можно, обмакивая палец в пасту или крем. Или - водить чистым пальцем по плотной пенной основе, которая получится, если покрыть тонким слоем пены для бритья какую-нибудь гладкую поверхность. Для нанесения пены хорошо подойдет кисточка для бритья или губка. Кафель можно использовать, как основу для орнаментов: пусть ребенок найдет закономерность и повторит на соседней плитке рисунок мамы.

Такие гигиенические краски не только развлекут малыша, но заодно помогут отмыть ванную комнату. Специально ничего оттирать не нужно, достаточно просто смыть рисунки душем, и ванная станет только чище.

Если же и здесь захочется яркости, можно использовать гуашь или акварель. Эти краски водорастворимы и полностью смываются обычной водой.

Вместо красок - пластилин

Еще больше укрепит пальчики и подготовит их к письму рисованиепластилином. На картонную основу нужно нанести простой рисунок, а затем отщипывать маленькие кусочки пластилина и размазывать их пальчиками по рисунку, как будто закрашивая. Работа получается законченной и очень декоративной, если такими "красками" покрыта вся поверхность картинки - и рисунок, и фон.

Пластилиновые кусочки неплохо смешиваются друг с другом и получаются новые, неожиданные цвета. Издалека такая работа выглядит, как написанная маслом.

Руки и пальцы - это универсальный инструмент, который всегда с ребенком, а вместо бумаги и холста в его распоряжении целый мир.

Разве можно удержаться и не порисовать загорелым пальцем на теплом песке у кромки моря, чтоб волны, как огромный ластик смывали рисунок? А как не изобразить смешную мордочку на запотевшем стекле или не провести пальцем по пыльному боку машины? Как не расковырять причудливо наледь на замороженном окошке троллейбуса, если порой от этого не могут удержаться даже взрослые?

Давая ребенку все ощутить и попробовать самому, все пропустить через свои руки, мы расширяем границы его познания, творческие горизонты. Ведь грязный палец легко отмоется мылом или влажной салфеткой, а подавленное в раннем детстве желание творить может уже никогда не проснуться. DSC_0083.JPG

Многие специалисты советуют объединять занятия рисованием и музыкой. Музыка помогает создать определенный настрой. Используйте классическую музыку как фон для занятий. Если вы будете внимательны к творчеству своего малыша, то сможете через какое-то время сделать интересное наблюдение: слушая разные музыкальные произведения, ребенок будет подбирать разные краски для своего рисунка.

Не выбрасывайте «шедевры» маленького художника! Их можно оставить на память. Малыш будет расти, создавать новые творения, а образцы его первого творческого опыта с годами приобретут все большую и большую ценность.

Первые рисунки малыша могут быть замечательным подарком родственникам. Покупается самая обычная рамка, в нее вставляется детская работа, дается подходящее название (например, «Полет мысли», «Фантазия», «Настроение» и т. п.) — и подарок готов. Такие картины удачно вписываются в интерьер и занимают в нем почетное место.

Храните рисунки в хронологическом порядке, это поможет вам увидеть, как менялись манера письма, темы и сюжеты, как появлялись новые цвета и формы. Работы смогут многое рассказать вам и о развитии ребенка, и об изменениях его характера, настроения. Иногда выводы заставляют о многом задуматься.

Немного детских работ:

5e8341f943.jpgdac89b6384.jpg

4ac4e174ae.jpgd9f13e223e.jpg

72f25a79cf.jpg22dd332455.jpg

Источник: http://www.cafemam.ru, статья из журнала "Мама и малыш", №5, 2005

Теги:        

Рекомендуем посмотреть
Само нетерпение. Как научить детей ждать?

... он делает Как показывает практика, занять внимание малыша хотя бы на десять минут проще всего с помощью творческих занятий: лепки, рисования пальчиковыми красками, игр с песком и водой. Для совместного времяпрепровождения подойдут прятки, молчанка и «кто дольше ... ... интерес ребенка к выбранномю занятию и стимулировать его доводить начатое до конца. * Выбирайте правильные занятия Любые виды творчества прекрасно развивают терпение. В этом случае ребенок сможет не ждать результата долгое время, а оценить его здесь и ...

Дата обновления: 05.05.2021

Не убивайтесь по «развивашкам»! Лучше отдохните вместе с ребенком

... ребёнок ничего не хочет. Так и получилось, что я, хоть рисую с детства, не смогла увлечь рисованием своих старших детей. С младшей не стала экспериментировать и, как только... ... запомнились как самое счастливое время, проведённое вместе с мамой. Ведь это были не уроки лепки и английского, правда? Давайте я расскажу вам о своих вечерах с детьми, они пришли... ... получается не печенье, а воспоминание обо всех новогодних праздниках. 3. Занимаемся творчеством. Я очень люблю вязать, делать игрушки и декупаж. Декупажить можно вместе...

Дата обновления: 13.12.2018

Наталья Костикова "Творчество с большишами. Игры, пластика, рисование с детьми 3-6 лет"

... путешествий. О книге Два года назад у нас вышла первая книга Натальи Костиковой - «Творчество с малышами», она быстро завоевала любовь и мам, и малышей. Но вот спустя два года малыши подросли (как и сын автора книги) и превратились в «большишей». «Творчество с большишами» — новая книга, полная идей для творческого развития детей от 3-х лет. Вы найдете здесь и занятия по рисованию, и по лепке, и идеи игр, а также нестандартные ракурсы на всем известные предметы. Для выполнения заданий ребенку понадобится участие взрослого. Так, например, что вы сказали бы, если бы вам предложили сделать домашнего воздушного змея? Кто бы мог подумать,...

Дата обновления: 17.02.2018

Идеи совместных занятий с детьми разного возраста

... сделать самим из половинки картошки. Старшие, обычно уже привыкшие рисовать карандашами и красками, с удовольствием поучаствуют в рисовании пальцами или штампами: это разнообразит их творчество. – Клеить. Дайте малышу клей-карандаш и кусочки цветной бумаги или ваты – такое занятие развлечет его надолго. Старший ... ... вырезать формочками. Старшие дети делают полноценные поделки: фигурки или картины из пластилина на заготовках. Отличный вариант – лепка из солёного теста. Этот экологичный вариант лепки лучше подойдёт для совсем маленьких детей. – Создавать поделки из природных ...

Дата обновления: 01.07.2017

Я б в художники пошел... Зачем детям рисование

... в течение определенного периода времени, оно делает ребенка более усидчивым. Следовательно, рисование и лепку можно рекомендовать гиперактивным детям или тем, кто страдает дефицитом внимания. Не только рисунки Когда говорят о детском художественном творчестве, обычно подразумевают именно рисование, реже лепку из пластилина. Однако этим виды визуального творчества не исчерпываются. Сюда вполне можно отнести, например, создание поделок из природных и других подручных материалов, бумажные игрушки, аппликацию. Что касается лепки, то современные производители ...

Дата обновления: 20.10.2016


Код для вставки на форуме:
Цитировать Имя
ксюша, 24.04.2014 19:10:35
спасибо большое 8) :) :) :) :) :) :) :) :) :queen: :queen: :queen: :queen: :queen: :queen: :king: :king: :king: :king: :o :o :o :o :o :oops: :oops: :oops: :oops: :{} :{} :{} :{} :{} :{}
Цитировать Имя
милаЯ, 04.01.2014 22:53:09
Мне понравился сайт :) :ok: спасибо большое :)
Цитировать Имя
я, 04.01.2014 22:52:01
:) :D 8) ;) :( :| :cry: :evil: :o :oops: :{} :king: :blind: :niger: :asian: :green: :sick: :megafon: :queen: :ok: :yellow: :cat: :hard: , хорошо всё, спасибо)
Цитировать Имя
Розалия, 25.06.2013 15:23:07
Моему сыну 2,3...он рисует шарики и рисует неплохо красками... в 1,5 я его посадила за краски, так как он очень энергичный и занять его очень тяжело)) его папа красиво рисует,думала может и это чудо начнет рисовать))) и вот результат..правильно держит ручку,кисть ..да и всегда с самого начала...рисует не размашисто, а разукрашивая,постепенно....хоть какой-то отдых нам))
Цитировать Имя
Ирина, 10.06.2013 23:53:39
спасибо за рисунки! :)
Текст сообщения*
:) ;) :D 8) :( :| :cry: :evil: :o :oops: :{} :hard: :green: :cat: :asian: :yellow: :niger: :ok: :queen: :blind: :megafon: :king: :sick:
Загрузить изображение
 
Работает на "1C-Битрикс: Управление сайтом"
Материалы, представленные на сайте, взяты из открытых источников. Информация используется исключительно в некоммерческих целях. Все права на публикуемые аудио, видео, графические и текстовые материалы принадлежат их владельцам. Если вы являетесь автором материала, и есть претензии по его использованию, пожалуйста, сообщите об этом.




Яндекс цитирования