Дмитрий Баюк, Константин Кноп и Татьяна Виноградова "Алиса в стране наук"

Эта книга — попытка современных российских ученых разгадать тайны и загадки, оставленные Льюисом Кэрроллом в его знаменитой детской сказке. Ее придумали и сделали издательство «МИФ» и Политехнический музей — один из старейших научных музеев мира.

О книге

«А она все падала и падала. Неужели этому не

будет конца?

— Интересно, сколько миль я уже пролете-

ла? — сказала Алиса вслух. — Я, верно, при-

ближаюсь к центру Земли. Дайте-ка вспомнить...

Это, кажется, около четырех тысяч

миль вниз.»

(Алиса в стране чудес. Льюис Кэрролл)

Мы выбрали полтора десятка эпизодов из знаменитой сказки в классическом переводе Нины Михайловны Демуровой и попросили трех ученых, друзей Политехнического музея, прокомментировать описанные там странные происшествия. Биолог Татьяна Виноградова, физик Дмитрий Баюк и математик Константин Кноп дали свои комментарии — каждый с точки зрения своей науки.

Разгадывать загадки, которые преподносит нам природа, — одно из самых интересных занятий в жизни.

Из этой удивительной книги вы узнаете:

• Как работает гравитация и как выглядели бы мы и животные, если бы она была сильнее, чем сейчас.

• Что бы произошло с нами, если бы мы уменьшились как Алиса? А если бы выросли?

• Как бег по кругу вокруг птицы Додо связан с миграцией копытных в Серенгети?

• Куда исчез Чеширский кот?

И с каждой главой становится все чудесатее и чудесатее...

Для кого эта книга

Для детей от 8 лет и всех-всех поклонников «Алисы в стране чудес».

Фотогалерея

Книга «Алиса в стране наук» -

Развороты книги

Об авторах

Дмитрий Баюк – автор книги «Алиса в стране наук»

Дмитрий Баюк — историк науки, переводчик, научный журналист. Выпускник кафедры физики высоких энергий физического факультате МГУ. Свою научную карьеру начинал в Институте прикладной математики им. Келдыша с численного моделирования процессов переноса нейтронов в защите ядерных реакторов и поляризованного светового излучения в атмосфере. Потом сменил специальность и стал писать диссертацию о ранних работах итальянского гения эпохи научной революции Галилео Галилее.

Регулярно писал для советских научно-популярных изданий «Наука и человечество», «Наука и жизнь», «Семейный доктор», «Врач». Потом стал писать для российских — «Знание — сила», «Вокруг света», «Итоги», «Еженедельный журнал», «Троицкий вариант — Наука».

С 2006 по 2011 год был заместителем главного редактора сайта «Вокруг света», с 2001 и по настоящее время — заместитель главного редактора академического журнала «Вопросы истории естествознания и техники». Переводит с английского, французского, итальянского языков и латыни. Переводил «Письмо о солнечных пятнах» Галилея, а также научно-популярные книги французского автора Никола Витковски.

Татьяна Виноградова – автор книги «Алиса в стране наук»

Татьяна Виноградова Закончила Биологический факультет МГУ. Кандидат биологических наук, область научных интересов — биология орхидных умеренных широт. Последние пятнадцать лет преподаю биологию в гимназии 1567, веду уроки в профильном биологическом классе. Автор ряда научных и научно-популярных статей, два года назад опубликовала фантастический рассказ в журнале «Химия и жизнь».

Константин Кноп – автор книги «Алиса в стране наук»

Константин Кноп — преподаватель и популяризатор математики из Санкт-Петербурга. Написал несколько математических книг для кружковых занятий — в частности, «Взвешивания и алгоритмы: от головоломок к задачам» и «Азы теории чисел» (обе вышли в издательстве МЦНМО). Принял участие в создании детской книжки «Порешайка», герои которой совершают увлекательное детективное путешествие, совмещая его с решением задач по математике. Член методической комиссии и жюри многих математических соревнований школьников. Любимое хобби Константина — игра «Что? Где? Когда?», в которой он не только играет в спортивных турнирах, но и активно участвует в их организации.

Видео

«Алиса в стране наук». Книга для детей от 8 лет и всех-всех поклонников «Алисы в стране чудес»

«Алиса в стране наук» . Рассказывает автор — Татьяна Виноградова.

3 причины прочесть эту книгу ребенку

Мы советуем «Алису в стране наук», потому что она…

Учит видеть мир во всем его многообразии. Что есть в сказке, кроме фантазии? Очень и очень многое. И чем сложнее сказка, тем больше в ней можно найти. Литература, физика, математика и биология существуют в мире не по отдельности, как школьные учебники. Они работают сообща и проявляются во всем: в науке, жизни и сказках.

Развивает фантазию и мышление. После прочтения этой книги ребенок сможет продолжить путешествие по стране чудес наук, совершая собственные открытия. Возможно, он предложит новые теории, объясняющие невероятные приключения Алисы. Или принцип работы вечного двигателя. Главное — знать, что всё возможно.

Если бы ученые не верили в чудеса, они не совершили бы ни одного открытия.

Вслух Алиса спросила: «Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти?» «А куда ты хочешь попасть?» — ответил Кот.

Открывает новые грани сказки. Знаете ли вы, что «Алису в стране чудес» оценили не сразу? Ранние рецензии называли сказку неестественной, перегруженной странностями и лишенной всякого смысла. Неудачным было и первое российское издание. Причем Алису в нем звали Соней.

Удивительно, насколько Льюис Кэрролл опередил своё время. Но еще более удивительно, что во всех «странностях», случившихся с Алисой, можно найти рациональное зерно. Вот несколько любопытных фактов, которые это доказывают.

Физика и исчезающий кот

— Тогда до вечера, — сказал Кот и исчез.

Алиса не очень этому удивилась: она уже начала привыкать ко всяким странностям.

Кого не смутил бы кот, внезапно возникающий в воздухе? Может, нам показывают кино? Вот только экрана нет. Зато есть лазер.

Лазерный луч можно рассеять и направить так, чтобы, отразившись от кота, его изображение попало на фотографическую пластинку. На нее же направляем еще один луч — и «появляется» информация о коте. Если снова осветить пластинку лазером, она будет прочитана — и кошачья голова повиснет в воздухе! Вы уже могли догадаться, что это голограмма.

После прочтения книги приключения Алисы покажутся совсем другими

После прочтения книги приключения Алисы покажутся совсем другими.

Ну как, интересно вам самим? Ребенок легко усвоит новые знания, если они подаются в такой увлекательной форме. А еще лучше они закрепятся, если он осмыслит материал.

Призывайте маленького читателя размышлять, задавая вопросы: «Как думаешь, почему это произошло? Есть идеи, как все устроено?»

Биология и превращения Алисы

— Ты… кто… такая? — спросила Синяя Гусеница.

— Сейчас, право, не знаю, сударыня. Я знаю, кем была

сегодня утром, но с тех пор уже несколько раз менялась.

Превращения, подобные тем, что сбили с толку Алису, случаются не только в сказках. Удивительные преобразования сплошь и рядом происходят в природе. Для этого явления в науке даже есть специальный термин — метаморфоз.

Все мы представляем, как выглядит побег растения — стебель с листьями и почками. Но знаете ли вы, что клубень картофеля — это и есть побег, только видоизмененный? «Глазки» на поверхности клубня — это почки. И, когда мы сажаем клубень в землю, из них развиваются побеги с листьями.

Загадочные метаморфозы встречаются и в жизни

Обсуждайте с ребенком каждую главу. Прочли про метаморфозы — попросите придумать примеры. Что ваш юный ученый сможет рассказать о том, как из невзрачной куколки появляется яркая бабочка?

Сквозь кроличью нору

Путешествие с Алисой сквозь кроличью нору заставит задуматься ребенка о множестве увлекательных явлений. Кто знает: может, заинтересовавшись наукой в детстве, он вырастет вторым Эйнштейном. Или Марией Склодовской-Кюри Эта книга развивает любознательность и пытливый ум ребенка. Зажигает желание исследовать мир и видеть взаимосвязи. Учит понимать, где случайность, а где закономерность.

Только рассматривая все с разных сторон, можно составить хоть сколько-нибудь полную картину мира, в котором мы живем.

Как связаны Чеширский кот и асимметрия? Теснее, чем может показаться на первый взгляд.

Уверены, не только ваш ребенок, но и вы сами еще никогда не смотрели на научные теории под таким углом. «Алиса в стране наук» делает сказку научной, а науку — сказочной.

Готовы удивляться? Тогда отправляемся в чудесный сад, чтобы по-новому взглянуть на любимую сказку и почувствовать, как тесно связаны фантазия, наука и реальная жизнь.

Автор: Наталия Булатова

По материалам книги «Алиса в стране наук»

Отзыв

За 155 лет образ Алисы менялся и интерпретировался по-разному, сохраняя свою притягательность. Недавно в издательстве «Манн, Иванов и Фербер» вышла необычная книга о приключениях маленькой девочки — «Алиса в стране наук».

«Могли ли необычайные приключения Алисы в Стране чудес случиться на самом деле?» Однажды этим вопросом задались сотрудники Политехнического музея, одного из старейших в мире. Трое ученых — биолог Татьяна Виноградова, физик Дмитрий Баюк и математик Константин Кноп — рассказывают, как эти приключения могли произойти с научной точки зрения. Получилось очень интересно и познавательно. Каждое научное явление объясняют с трех точек зрения — физики, биологии и математики. Ребенок учится понимать, что все в мире взаимосвязано: процессы, события, метаморфозы. Например, если Алиса падает, на нее действует сила тяжести. А еще она ускоряется — мы можем вычислить, как это происходит. Та же гравитация «задает» положение наших тел и помогает ходить. Все это ученые объясняют на примере сказочных явлений, чтобы ребенок все понял и не заскучал.

Можно начинать читать эту книгу параллельно с книгой Льюиса Кэрррола "Приключения Алисы в Стране чудес": сказку читать ребенку, а эту книгу-взрослым. На страница книги сначала приводится цитата из сказки Льюиса Кэрррола, а затем объяснения этого сюжета с точки зрения физики, биологии, математики. И когда, уютно расположившись с ребёнком и книгой, вы начнете оставлять интересе факты о планете, растениях и животных, обсуждая моменты сказки, то вы поймете какой неоценимый вклад вы делаете для ребёнка. Вы на его глазах покажете чудо: как сказочные персонажи и сюжеты выглядели бы в реальной жизни.

Мне понравилось то, что одни и те же событие рассматриваются точки зрения физики и математики и биологии, а не также, как в школе: это изучает физика, а это биология. В жизни ведь нет условных разграничений на школьные предметы. Поэтому, рекомендую книгу не только родителям, но и средним и старшим школьникам для понимания полной картины мира.

АЛЕКСАНДР ТУРОВ

главный редактор издательской программы Политехнического музея

«Книга Кэрролла „Алиса в стране чудес“, как известно, полна научных парадоксов. Нам стало интересно, что думает об этих парадоксах современная наука. Может ли на самом деле существовать улыбка без кота? Что будет, если в буквальном смысле провалиться сквозь землю? Ну и так далее. Сначала мы в музее придумали выставку „Алиса в стране наук“ (она прошла пару лет назад и пользовалась огромным успехом), а потом стали думать дальше — и так родилась эта книга.

Почему мы решили взять мнения именно физика, биолога и математика? Это как раз понятно. Биология — это про нас самих, физика — про устройство мира, в котором мы живем, а математика — про законы, которые управляют мирозданием. Так что наши три автора, можно сказать, представляют все науки разом! Каждый писал свой раздел, но им удалось каким-то совершенно удивительным образом настроиться друга на друга, поймать волну, так что из трех разных ученых получился как бы один замечательный автор. Мы очень гордимся тем, что наша „Алиса“ — не просто очередная переводная детская книга, а наш собственный просветительский проект, демонстрирующий в том числе и современное состояние российской науки».

«Алиса в стране наук» увлечет любого ребенка. Несмотря на кажущуюся простоту, маленькому читателю все равно придется поразмышлять об особенностях устройства мира. Это стимулирует развитие логического мышления. Ребенок учится осмыслять прочитанное, делать выводы, устанавливать взаимосвязи. Он побывает на чаепитии у Шляпника, раскрасит розы в саду у Красной Королевы, поболтает с Чеширским котом. Заглянет в суть вещей, станет чуть любознательнее, начнет задавать вопросы и искать ответы, как героиня сказки. И конечно, полюбит науку, в которой тоже очень много чудес.

МАНН, ИВАНОВ И ФЕРБЕР