Брайан Джей Джонс "Джордж Лукас. Путь Джедая. Человек, подаривший миру "Звездные войны"

Джордж Лукас, подаривший нескольким поколениям зрителей захватывающие приключения и обаятельных героев, не просто открыл нам новые фантастические миры, а перевернул всю индустрию кино. Недавно в издательстве "Эксмо"  была выпущена книга Брайана Джея Джонса "Джордж Лукас. Путь Джедая". На английском она называется George Lucas. A Life и выпущена в 2017 году, так что охватывает всю карьеру создателя "Звездных войн" и "Индианы Джонса".

О книге

Полная парадоксальных откровений книга посвящена едва ли не самой противоречивой фигуре в истории мирового кинематографа. Пожизненный нонконформист, ставший миллиардером. Ненавистник рутины, подменивший актерское мастерство техническими решениями. Противник "бездушной машины Голливуда", построивший компьютерную фабрику грез. Он всегда верил в себя, но превзошел даже собственные ожидания.

Лучшая в мире вещь — приключения в далеких-далеких странах, объяснял Лукас ошеломительный успех "Звездных войн" и Индианы Джонса. Он не только стал автором блокбастеров, но и научился ставить их на поток. Делая сиквелы и новые версии, он придумывал, как получать с франшизы на своих героев больше, чем с проката. 

Он не терпел зависимости и потому реализовал лозунг радикальных хиппи из 60-х: "захватить средства производства". Не отбирая чужого, он "просто" создавал новые технологии и технику, превращая старые в никому не нужный хлам. 

В книге речь идет о жизни Лукаса с самого рождения и до продажи прав на «Звездные войны» Disney. Захватывающая биография выдающегося мастера раскрывает секреты его феноменального успеха. И рисует смену эпох в мировом кинематографе, случившуюся во многом благодаря герою этой книги. Съемкам саги Джей Джонс посвятил больше половины книги. Тираж биографии составит 4 тыс. экземпляров.

Лукас начал свою карьеру в кино с небольших короткометражных фильмов, был замечен после фантастического "THX 1138" (1970) и комедии "Американские граффити" (1973). Еще он продюсировал истории об археологе Индиане Джонсе, но главным делом его жизни стала космическая сага "Звездные войны".

Лукас был постановщиком четырех из шести полнометражных фильмов, продюсером, сценаристом не только двух трилогий, но и всех мультсериалов и игр по вселенной "Звездных войн". И главное — держателем прав на всю франшизу и ее персонажей, которая оказалась очень выгодным вложением: за первую четверть века она принесла $20 млрд. В 2012 году Джордж Лукас продал "Диснею" свою компанию Lucasfilm – но продолжил работу (в качестве консультанта и продюсера) над новой трилогией, первый фильм которой выйдет в декабре 2015 года. 

Отрывок из книги

R2-D2 отказывался работать.

И вовсе не из-за упрямства, за которое позже маленького дроида полюбили миллионы поклонников «Звездных войн» во всем мире. Утром двадцать второго марта 1976 года в тунисской пустыне в первый день съемок R2-D2 просто не смог работать — у него сели батарейки.

Этим дело не ограничилось. Несколько роботов с дистанционным управлением тоже не желали повиноваться. Одни сразу падали, другие вообще не трогались с места. Третьи, сбитые с толку сигналами местных радиостанций, метались, как безумные, по песку. «Роботы будто сошли с ума: сталкивались, падали, разбивались, — вспоминал исполнитель роли Люка Скайуокера Марк Хэмилл, изнывавший под жарким солнцем пустыни. — Чтобы привести их в чувство, уходили бесконечные часы».

Режиссера фильма, мрачного бородатого калифорнийца лет тридцати с небольшим, звали Джордж Лукас. В этой ситуации ему оставалось одно: терпеливо ждать. Если кто-то из роботов хоть секунду работал, как надо, Лукас снимал все, что можно успеть, пока дроид не отключался с треском. Иногда Лукас просил тянуть неисправного робота на невидимой проволоке, пока та не лопалась или пока дроид не падал. Но это было не так уж важно: Лукас надеялся все исправить в монтажной комнате. Работать там ему нравилось гораздо больше, чем щуриться в камеру посреди пустыни.

Это был первый из восьмидесяти четырех долгих и мучительных дней съемок «Звездных войн». Команда серьезно выбивалась из графика — на целых двадцать суток.

С самого начала все пошло не так. «Я постоянно впадал в отчаяние», — признавался позже Лукас.

Отчасти это было вызвано тем, что Лукасу казалось, будто он полностью потерял контроль над собственным фильмом. В этом он винил руководителей студии «Двадцатый век Фокс» — они экономили на всем подряд и отказывали ему в деньгах, необходимых для нормальной работы. Большие боссы в «Фокс» скептически относились к затее: научная фантастика, настаивали они, — мертвый жанр, а реквизит, костюмы и спецэффекты чересчур дорогие. По мнению киностудии, Лукасу лучше обойтись скромным бюджетом, а проблемы с роботами решать по мере поступления. «Фокс» никак не хотела расщедриться, а потом стало слишком поздно, — негодовал Лукас. — Каждый день мы теряли как минимум час из-за взбесившихся роботов. Этого бы не случилось, если бы нам дали шесть недель перед началом съемок — мы бы доработали роботов, протестировали и ввели в строй».

Впрочем, проблемы возникали не только из-за роботов. Энтони Дэниелс, актер с классическим образованием и типичный британец, исполнял роль Трипио — протокольного дроида C-3PO. В плохо подогнанном блестящем золотистом костюме из пластика он невыносимо страдал, почти ничего не видел и не слышал. При любом движении костюм колол его или царапал: «Весь в шрамах да царапинах», — вздыхал Дэниелс. А если он падал, что случалось часто, приходилось ждать, пока кто-нибудь из съемочной группы не заметит его и не поможет подняться. После первой недели Дэниелс совершенно отчаялся, уже не надеясь, что к концу съемок останется целым и невредимым. «Работа не ладилась, — говорил Лукас позже. — Если честно, роботы совсем плохо функционировали. Энтони Дэниелсу было очень тяжело… Мне не удалось добиться, чтобы Арту проезжал хотя бы полметра, не врезавшись во что-нибудь… Все они были на стадии прототипа… мы говорили: «Господи, надо что-то делать … Денег нет, но мы должны что-то придумать». Но ничего не получалось. Лукас поклялся, что больше никогда не уступит контроль над своими фильмами руководителям киностудий. Да что они понимают в кино? «Совершенно беспочвенно указывают людям, что делать, — жаловался Лукас. — Рано или поздно они начинают думать, что лучше режиссера знают, как делать фильм. Начальники! Но бороться с ними невозможно — деньги-то у них».

Если фильм все же выйдет и принесет успех, одно точно поменяется: впредь он сам и только сам будет контролировать бюджет.

Однако некоторые вещи при всем желании были ему неподвластны. Например, совершенно непредсказуемая погода в Тунисе, которая никак не облегчала работу. В первую же неделю съемок в долине Нефта впервые за семь лет пошел дождь, который не прекращался четыре дня. Оборудование и машины увязли в грязи — чтобы вытащить их из этой жижи, пришлось призвать на помощь тунисскую армию. По утрам часто стоял холод, а к полудню наступал палящий зной. Обычно Лукас начинал день в коричневом пальто и смотрел в камеру, пряча руки глубоко в карманы. Когда солнце поднималось выше, он скидывал пальто, надевал темные очки и в рабочей клетчатой рубашке и бейсболке, надвинутой на глаза, командовал актерами. Если декорации терзал не дождь, то сильный ветер: он разнес на куски песчаный краулер, и часть декораций улетела, как выразился кто-то из съемочной группы, «почти до самого Алжира».

Песок, казалось, проникал повсюду: щипал глаза, сек кожу, забирался во все щели и трещины. Чтобы защитить от песка и ветра, Лукас хранил свои камеры «Панавижн» в пластиковых чехлах, но линза одной из них все равно оказалась почти испорчена. Его преследовали проблемы с оборудованием и простое невезение.

Один из грузовиков загорелся, в огне пострадало несколько роботов. Потом подвели машины, и оборудование пришлось возить на спинах ослов.

К концу первых двух недель Лукас выдохся. Постоянные задержки, связанные с плохой погодой, неисправными дроидами и дурно подогнанными костюмами… ему удалось реализовал лишь две трети того, что он хотел видеть в фильме, и тем, что получилось, он остался недоволен. «Из-за всех этих проблем дела шли все хуже и хуже, — рассказывал Лукас, — и я не ждал ничего хорошего». Он совершенно пал духом, даже не пошел на вечеринку в честь окончания тунисской части съемок, которую сам организовал, и заперся в гостиничном номере, чтобы страдать в одиночестве. «Все шло не по плану, — вздыхая, вспоминал он. — Мир рушился. Я чувствовал себя вконец несчастным».

Оставалось чуть больше года до запланированного выхода фильма в прокат, если он вообще будет снят. Проект «Звездные войны» разваливался. Картина получится ужасной — Лукас был в этом уверен.

Восемь фактов биографии Джорджа Лукаса, которые сделали «Звездные войны» такими, какие они есть

Из книги «Джордж Лукас. Путь джедая».

В издательстве «Эксмо» выходит книга Брайана Джея Джонса «Джордж Лукас. Путь джедая» (George Lucas: A Life). Конечно, книга в основном посвящена «Звездным войнам», но и непосредственно жизнь режиссера Брайан Джей Джонс разобрал буквально по кирпичику. Насколько щуплым был юный Джордж Лукас — в килограммах. Первый переезд семьи Лукасов в новый дом — в километрах.

Пристальному исследованию истории Лукаса посвящена не одна книга, и почти у всех одна цель — понять, как скромный троечник из маленького городка Модесто перевернул мир кино навсегда. Мы прочли книгу и выбрали восемь ключевых событий и идей, которые сделали «Звездные войны» такими, какими их знает весь мир.

  • Авария

В подростковом возрасте Джордж Лукас был бунтарем. Он плохо учился, слушал рок-н-ролл, питался фастфудом, увлекался фотографией, музыкой и авторским кино, начисто игнорируя увещевания отца, который планировал воспитать наследника успешного канцелярского бизнеса. Но главной страстью Джорджа Лукаса в бытность тинейджером были автомобили. Парни 50-х ночи напролет занимались круизингом — катались по окрестностям, хвалясь тачками и знакомясь с девушками. Вокруг круизинга образовалась субкультура, и машины стали ее центром. Конечно, не обошлось и без гонок. Юный Лукас часами ковырялся под капотом, совершенствуя свой маленький медлительный «Фиат Бьянкина». Со временем Лукас стал локальной знаменитостью и собирался посвятить себя автогонкам. Он даже установил собственный ремень безопасности в «Бьянкину», подражая конструкции гоночных автомобилей.

«Я тогда сказал отцу: «Две вещи я знаю наверняка. Первая: я займусь чем-то, связанным с машинами, и второе — я никогда не буду руководить компанией». Похоже, я ошибся».

Джордж Лукас

За три дня до школьного выпускного в «Фиат» Лукаса влетела «Шевроле Импала», впечатав в дерево и уничтожив маленькую машинку. Жители города были уверены — Джордж Лукас погиб в жуткой аварии. Но собственноручно установленный хозяином в «Бьянкине» ремень не выдержал нагрузки, лопнул, и Лукас вылетел из салона еще до столкновения с деревом. В больнице будущий режиссер мысленно завязал с автоспортом, твердо решил прожить чудом спасенную жизнь значимо и окунулся в мир кинематографа.

  • Фильм «Американские граффити»

В начале 1970-х Джордж и его жена Марша Лукас едва сводили концы с концами, зарабатывая на редких заказах на монтаж чужих фильмов. Лукас снял свой первый фильм «ТНХ 1138», подумывал над идеей «Апокалипсиса сегодня», но после сдержанной реакции зрителей на мрачный «ТНХ» и скромные прокатные результаты фильма решил пока не снимать фильмов о непопулярной войне. Вместо этого он задумал возрождение оптимизма — красочный и удалой фильм о круизинге и гонках «Американские граффити». С большим трудом Лукас выбил финансирование своего второго фильма. Затем последовали пять мучительных месяцев кастинга, двадцать восемь тяжелейших съемочных дней — и «Американские граффити» были готовы. Под саундтрек The Beach Boys сверкающие машины везли навстречу бурной молодости обаятельных парней, и зрители полюбили фильм с первых минут. «Американские граффити» получили «Золотой глобус» как лучший фильм, премию Сообщества кинокритиков Нью-Йорка за лучший сценарий и пять номинаций на «Оскар». Успех был оглушительным. Фильм окупился 55-кратно, и Лукас стал миллионером еще до тридцати лет, как запальчиво обещал отцу, еще будучи подростком.

Именно успех «Граффити» дал Лукасу огромный кредит доверия у актеров, киностудий и продюсеров, а также большой бюджет, необходимые для съемок его давней мечты — «чего-то в духе “Флэша Гордона”», позднее ставшего легендарной сагой «Звездные войны».

  • Хитрость кастинг-директора и одна несовершеннолетняя актриса

Кастинг «Звездных войн» был долгим и тяжелым, Джордж Лукас искал идеальных актеров. Необходимо было найти актеров с правильной внешностью, но еще важнее – создать трио из таких Люка Скайуокера, Хана Соло и Леи, которое своей химией бы тянуло фильм даже в не самых сильных эпизодах.

И трио было найдено — Кристофер Уокен (Хан Соло), Уилл Зельцер (Люк) и Терри Нанн (Лея). Однако директор по кастингу Фред Рус на дополнительных прослушиваниях решил продвинуть еще одного отличного, по его мнению, кандидата на роль Хана Соло — Харрисона Форда. Актер к тому моменту не особенно процветал и вернулся к работе плотника. Коварный Рус отправил Форда вешать дверь прямо в аудиторию для прослушиваний, а там Форд стал подыгрывать другим актерам, постепенно вжился в роль и завоевал доверие Лукаса. Особенно режиссера впечатлили диалоги Форда и Кэрри Фишер — он нашел ту самую химию. Кэрри Фишер, к слову, также уговорил прийти на пробы тот самый Фред Рус. Будущий Люк, Марк Хэмилл, несколько раз уходил с кастинга разочарованным, но все же покорил Лукаса своим нердовским очарованием, которое роднило его с самим режиссером.

А окончательный выбор между тройками лидеров был сделан очень просто: Терри Нанн была несовершеннолетней, и не могла работать полный день. Увы, с плотным съемочным графиком «Звездных войн» это никак не вязалось. Кроме того, Уилл Зельцер казался слишком интеллигентным для простого парня Люка.

  • Детские увлечения

Джордж Лукас и его друг детства Джон Пламмер были неутомимыми изобретателями, вооруженными буйным воображением, умноженным на отсутствием интернета и скромное распространением телевидения. Лукас сам строил диорамы из игрушек и подручных материалов, называя их «интерьерами», а вместе с легким на подъем Пламмером однажды соорудил даже действующую модель американских горок. Они были всего в метр высотой, но полноценно работали. Каким-то чудом ребята никого не покалечили, но готовность лично делать декорации голыми руками осталась — вспомните знаменитое фото, где Джордж Лукас стоит на фоне декораций далекой галактики.

«Мне всегда было интересно что-то конструировать, поэтому на заднем дворе у меня был маленький сарай с большим набором инструментов, и я делал шахматные комплекты, кукольные домики и машины — много-много гоночных машин, которые мы возили повсюду, спускали с холмов и так далее»

Джордж Лукас

А еще в детстве Лукас любил комиксы, как и многие дети 50-60-х. Бурный старт Marvel показал, как рассказывать истории по-новому, не иллюстрируя стену текста, а дополняя иллюстрации короткими репликами. Такой легкий, красочный и понятный формата Джордж Лукас и искал в кино, и в конце концов его создал.

  • Случайные совпадения

Один из самых узнаваемых космических кораблей в истории фантастики, «Тысячелетний сокол» получил свой облик по случайном стечению обстоятельств. Джордж Лукас лично контролировал создание каждой декорации, каждого крошечного спецэффекта и звукового эффекта. Даже двери в космических локациях «Звездных войн» хлопают не с тем же звуком, нежели банальные земные. Неудивительно, что на создание дизайна «Сокола» ушло немало времени. Модель была закончена, в нее встроили свет и нужную технику, а на американском ТВ взял и вышел сериал «Космос: 1999». И оказалось, что сериальный транспортер «Орел» слишком похож на корабль Хана Соло. И корабль пришлось строить заново, отталкиваясь от ремарки Лукаса, которому хотелось видеть прокачанную летающую тарелку. Этакую кулибинскую развалюху. И получился круглый корабль их двух тарелок с выдающимися за края элементами. Корабль окрестили «Свиным бургером» за странную форму, и только через несколько месяцев он стал «Тысячелетним соколом».

Дарт Вейдер поначалу должен был выглядеть как обычный человек, а культовый шлем был частью скафандра, необходимого для выхода в открытый космос. Художник Ральф Маккуорри показал эскиз скафандра Джорджу Лукасу, которому идея со шлемом понравилась настолько, что образ Дарта Вейдера изменился и он оказался закован в черную броню с ног до головы.

  • Маркетинговое чутье

Наученный горьким опытом работы с киностудиями, Джордж Лукас мечтал самостоятельно работать над фильмом, и потому над контрактом со студией бился очень и очень долго. Какое-то шестое чувство подсказало режиссеру, что сопутствующие товары со временем станут золотой жилой для производителей кино. В далеких 70-х почти никто не продавал фигурок киногероев, одежды с логотипами и миниатюр звездолетов в качестве брелоков. Но Джордж Лукас вцепился в права на производство мерчендайза по «Звездным войнам», продолжений фильма и показа их по ТВ. Студия не слишком-то боролась за эти пункты договора, и не знала, что потеряла, пока в 1975 году не вышли «Челюсти» Стивена Спилберга, выход которых сопровождался выпуском тематическими пляжными полотенцами и множеством иных предметов с той самой акулой. Ну, а успех сопутствующих товаров по «Звездным войнам» был и вовсе беспрецедентным, и они до сих пор приносят огромные деньги Lucasfilm. Джордж Лукас с самого начала говорил, что станет продавать кружки и футболки по «Звездным войнам», и заработает на этом миллионы. А оказалось, что миллиарды — приблизительно одиннадцать по данным за 2015 год.

  • Независимость и ненависть к профсоюзам

Когда «Звездные войны» были еще бесконечно переписываемым сценарием о приключениях Люка Старкиллера «в духе Флэша Гордона», научная фантастика в кино была не очень популярна. Более того, ее было почти невозможно снимать. Не существовало реалистичных спецэффектов, хромакея, астрономических бюджетов на декорации, и даже камер, чтобы все это снять так, как хотел Джордж Лукас. Позднее, оказавшись в схожей ситуации, Джеймс Кэмерон отложил съемку «Аватара» до момента, пока технологии не развились до нужного уровня. У Джорджа Лукаса не было в распоряжении столько времени и терпения, поэтому он стал менять кинематограф самостоятельно.

Джордж Лукас ненавидел профсоюзы, уверенный, что их правила работы не позволяют делать кино так, как ему хотелось бы. Так что профессионалов киноиндустрии Лукас не нанимал, зато брал в команду молодых энтузиастов, готовых работать с чем-то абсолютно новым. Киногики, видевшие первый фильм Лукаса, «ТНХ 1138», мечтали с ним сотрудничать, а опыт работы в кинематографе был необязателен. «По сути, это была толпа молодых ребят, лишь немногие работали над художественным фильмом раньше», — рассказывал Джордж Лукас.

Во главу его команды по спецэффектам встал техник Джон Дикстра. Вместе с Лукасом они сконструировали камеру с технологией захвата движения — такой не было ни у кого, и только она позволяла снять «Звездные войны» правильно. С этой камеры началась история собственного подразделения спецэффектов Lucasfilm — компании Industrial Light and Magic. Итак, Джордж Лукас, не найдя ресурсов, людей и техники для своего фильма, создал собственную студию, внутри которой постоянно происходили маленькие технологические революции. Более того, эта студия, спецэффекты, кастинг актеров и большая часть съемок были организованы на деньги самого Джорджа Лукаса: он с головой окунулся в создание «Звездных войн» еще до окончательного подписания договора с киностудией «Фокс». Даже не веря в коммерческий успех проекта, он был твердо намерен снять фильм, о котором мечтал много лет.

  • Суровая дружеская критика

Джордж Лукас выносил свои работы на суд круга друзей, и удивительно терпимо относился к критике: «Я показываю им все мои пленки, а они дарят мне драгоценные мнения, на которые я всегда могу положиться. Когда плохо знаком с людьми, они либо осыпают тебя нечестными комплиментами, либо рассказывают, как бы они сами сняли фильм. А это не то, что нужно».

Его друзья, так или иначе связанные с кинобизнесом, смело критиковали фильм, помогая довести до ума те или иные моменты. Харрисон Форд самостоятельно менял фразы Хана Соло, ссылаясь на слишком заумный язык Лукаса. Жена режиссера Марша, профессиональный монтажер, покадрово собирала многие сцены «Звездных войн». С монтажом помогал и Брайан де Пальма.

Несмотря на коллективные усилия, на первом показе «Звездных войн» реакция была смешанной. Марша Лукас зарыдала, уверенная, что фильм обречен на провал, друг-режиссер Брайан де Пальма ругался целый день до самого вечера («Что это за хрень с Силой? Где кровь, когда они стреляют в людей?»).

А вот друг-режиссер Стивен Спилберг влюбился в фильм моментально, уверенный, что он станет хитом и принесет 50-60 миллионов долларов в прокате. Прав Спилберг оказался лишь отчасти — фильм стал хитом, но принёс куда больше, чем ожидал самый оптимистичный друг Лукаса.

Заключение

На страницах своей книги Брайан Джей Джонс постарался осветить все аспекты жизни и карьеры Джорджа Лукаса. Автор пишет и о юношеских годах своего героя, повлиявших на формирование его личности, и о непростых отношениях с друзьями и родственниками — например, разводе с первой супругой Маршей, который едва не разорил студию Lucasfilm, рассказывает почему Лукас, некогда выступавший ярым противником голливудских студий, в итоге продал свое детище компании Disney... Но главной темой книги все же стали творческие, технологические и бизнесовые решения, определившие облик главной фантастической киносаги современности касается вопроса.

https://dtf.ru/

eksmo.jpg



Код для вставки на форуме:
Текст сообщения*
:) ;) :D 8) :( :| :cry: :evil: :o :oops: :{} :hard: :green: :cat: :asian: :yellow: :niger: :ok: :queen: :blind: :megafon: :king: :sick:
Загрузить изображение
 
Работает на "1C-Битрикс: Управление сайтом"
Материалы, представленные на сайте, взяты из открытых источников. Информация используется исключительно в некоммерческих целях. Все права на публикуемые аудио, видео, графические и текстовые материалы принадлежат их владельцам. Если вы являетесь автором материала, и есть претензии по его использованию, пожалуйста, сообщите об этом.




Яндекс цитирования