Антон Долин, Константин Бронзит "Как смотреть кино"

Разве это так сложно? 

Кино смотрят все, от младенцев до стариков. Никто этому не учился. Так зачем начинать? 

Смотреть кино — не наука и не искусство. Кино доставляет удовольствие. 

Но это только в теории. На практике мы часто выходим из зала разочарованными, выключаем фильм, не досмотрев. Горюем, что кино нынче не то, что прежде, и вспоминаем свои любимые старые картины. 

Эта книга от издательства "Альпина. Дети" - попытка рассказать о том, как избежать разочарования и получить удовольствие от кино. 

О книге

Самое важное и интересное о безбрежном и сложном мире кинематографа вы узнаете в кратчайший срок.

Антон Долин, один из самых известных российских кинокритиков, разобрал главные вопросы о кино и постарался дать на них простые и внятные ответы.

  • Можно ли застраховать себя от разочарования?
  • Как отличить искусство от развлечения (и нужно ли это делать)?
  • С чего начинать знакомство с классикой кинематографа?
  • Умрет ли кино и когда, или будет жить вечно?
  • Конечно, это только начало длинного пути для внимательного и пристрастного зрителя — простейший гид, правила выживания.

    Но не это ли самое важное? Поэтому авторы книги так ответственно подошли к своим задачам — Антон Долин тестировал текст на собственных детях (испытания прошли удачно!), а Константин Бронзит, знаменитый аниматор и художник (а еще номинант на премию «Оскар»), создал забавные и необычные иллюстрации. С их помощью вы совершите прекрасное путешествие по лабиринту кино — увлекательное, загадочное.

    Об авторах

    Долин Антон - кинокритик, журналист, радиоведущий, обозреватель телешоу «Вечерний Ургант». Главный редактор старейшего в Европе киножурнала «Искусство кино».

    Константин Бронзит - член Американской академии кинематографических искусств и наук «Оскар», лауреат международных премий, двукратный номинант на премию «Оскар» в категории «Лучший короткометражный анимационный фильм» за мультфильмы «Уборная история — любовная история» (2009) и «Мы не можем жить без космоса» (2016). Заслуженный деятель искусств Российской Федерации.

    Отрывок из книги

    Правило первое

    Многие фильмы снимаются именно для того, чтобы смотреть их в кинозале — в темноте и на огромном экране. Если смотреть их по телевизору, на мониторе компьютера, планшета или смартфона, их достоинства теряются, причем в буквальном смысле слова: многие детали невозможно разглядеть.

    Это касается не только зрелищных голливудских блокбастеров, выпускаемых в формате IMAX и иных премиальных форматах, например Atmos или RealD (если в вашем или соседнем городе есть такие кинотеатры, оцените эти огромные экраны и звуковые системы хотя бы однажды в жизни), но и более скромных картин, снятых за меньшие деньги.

    К тому же любое произведение искусства надо стремиться увидеть таким, каким оно создавалось.

    Не случайно и принимающие работу продюсеры или прокатчики, и зрители фестивальной или прокатной премьеры всегда смотрят фильм на киноэкране.

    Репродукция картины может быть предельно точной, и все равно даже ребенок понимает: настоящая «Джоконда» — только в Лувре, «Сад земных наслаждений» — только в Прадо, «Явление Христа народу» — только в Третьяковской галерее. Фильм (в идеале) — тоже визуальное произведение, требующее определенных условий просмотра.

    Кино надо смотреть на большом экране. То есть в кинотеатре 

    Каверзные вопросы

    — А если фильм, который я хочу посмотреть, не идет в соседнем кинотеатре? Что же, не смотреть его вовсе?

    Конечно, нет. Смотрите кино там, где получится, и так, как получится. Если нет возможности пойти в кинотеатр — сгодится любой экран. Но имейте в виду: вы вряд ли сможете оценить достоинства (и недостатки) картины в полной мере.

    Между прочим, современные технологии позволяют смотреть кино, в том числе старинное или редкое, на большом телеэкране. Еще можно купить проектор и смотреть дома кино на экране или на стене, превратив обычную комнату в (почти) настоящий кинотеатр.

    — Как быть с телефильмами и сериалами? Их-то в кино не показывают.

    Во‐первых, иногда показывают. Да, в прокат они попадают редко, но на фестивалях и на специальных сеансах их можно увидеть.

    Во‐вторых, если фильм снимался для телеэкрана или монитора компьютера, то именно так его и стоит смотреть.

    — А мне в кинотеатре всегда мешают соседи: они разговаривают во время сеанса и громко хрустят попкорном!

    Большинство людей прекрасно реагируют на вежливые замечания. И если зал не заполнен, то у вас (или у них) всегда есть возможность пересесть. Если же в кинотеатре аншлаг, вероятность таких назойливых соседей крайне невысока.

    Вообще же в попкорне нет ничего плохого. На громких блокбастерах его хруста все равно не услышишь. А выручка от продажи фастфуда и газировки у владельцев кинотеатров иногда бывает не менее значительной, чем от показа фильмов.

    Кстати

    Интересно, почему изобретателями кинематографа считаются братья Огюст и Луи Люмьеры? Ведь первым кино придумал, применил и даже запатентовал американец Томас Эдисон: его чудо‐аппарат кинетоскоп появился за два года до синематографа Люмьеров.

    Ответ прост. Эдисон изобрел аппарат, позволявший смотреть «движущиеся картинки» (примерно как на сегодняшнем домашнем телевидении и видео) только одному человеку. А Люмьеры провели первый публичный коммерческий киносеанс. Он состоялся 28 декабря 1895 года на бульваре Капуцинок в Париже. Показали несколько фильмов. Каждый длился примерно 50 секунд.

    Один из первых фильмов назывался «Прибытие поезда на вокзал Ла‐ Сьота». И, хотя его показали уже в 1896 году, можно считать, что кинематограф по‐настоящему родился в тот момент, когда поезд на экране поехал прямо на зрителей в зале и они все, как гласит легенда, одновременно отшатнулись.

    Кино — коллективное переживание в одном темном помещении, вместе с незнакомцами, которые чувствуют то же, что и ты.

    Правило второе

    С момента изобретения звукового кино (оно окончательно сменило немое в 1930‐х годах, об этом снят прекрасный фильм Мишеля Хазанавичуса «Артист») речь актеров — неотъемлемый элемент художественного языка.

    Изображение в фильме первично, но звук бывает не менее важен. Пренебрегая оригинальной звуковой дорожкой, вы не замечаете подмены: на экране Мерил Стрип или Роберт Де Ниро, Райан Гослинг или Энн Хэтэуэй, они стараются, играют свои роли специально для вас, а слышите вы вместо них безымянных артистов. Если даже они не безымянные, все равно это абсолютно другие люди. Неужели вам самим не обидно?

    Проделайте несложную операцию в уме. Представьте себе любимый отечественный фильм или мультфильм, а потом замените голоса актеров на другие, незнакомые (пусть даже похожие по тембру). Смотреть это будет невозможно. Уж лучше вовсе без звука.

    На всех мировых фестивалях кино показывают исключительно с субтитрами. Ни дубляж, ни вой совер (наложенная поверх оригинальной звуковой дорожки озвучка) не практикуются. Именно это — оригинальная форма фильма.

    Кино лучше смотреть в оригинале. Если есть выбор между субтитрами и дубляжом, выбирайте субтитры

    Каверзные вопросы

    — Но если читать субтитры, то некогда будет смотреть на экран! Что делать?

    На самом деле если у вас средняя скорость чтения, то субтитры не будут отнимать так много времени, как кажется. И если некоторое время тренироваться, то вскоре у вас разовьется периферическое зрение, позволяющее смотреть в центр экрана и одновременно читать титры.

    — А как быть с детьми, еще не умеющими читать?

    В большинстве стран, где все или почти все фильмы субтитри‐ руют (государства Скандинавии, Нидерланды, Израиль), титры без труда читают и дети. Более того, они быстрее, чем взрослые, к этому привыкают. Собственно, ребенок учится читать пример‐ но в том же возрасте, в котором начинает ходить в кино.

    В некоторых странах (например, во Франции) фильмы для самых маленьких выходят в дубляже. Но даже в этом случае всегда существуют и копии с титрами.

    — Что делать, если копии фильма с субтитрами не существует ни в кинотеатрах, ни онлайн?

    В России, к сожалению, многие фильмы выходят только в дублированной версии, причем это касается не только кинопроката, но и легального выпуска в сети.

    Есть лишь один способ бороться с этим: массово ходить на сеансы с титрами, доказывая правообладателям фильмов и директорам кинотеатров, что спрос на показ оригинальной версии высок.

    Alpina-Kids.png



    Код для вставки на форуме:
    Текст сообщения*
    :) ;) :D 8) :( :| :cry: :evil: :o :oops: :{} :hard: :green: :cat: :asian: :yellow: :niger: :ok: :queen: :blind: :megafon: :king: :sick:
    Загрузить изображение
     
    Работает на "1C-Битрикс: Управление сайтом"
    Материалы, представленные на сайте, взяты из открытых источников. Информация используется исключительно в некоммерческих целях. Все права на публикуемые аудио, видео, графические и текстовые материалы принадлежат их владельцам. Если вы являетесь автором материала, и есть претензии по его использованию, пожалуйста, сообщите об этом.




    Яндекс цитирования