Никита Непряхин, Тарас Пащенко "Критическое мышление. Железная логика на все случаи жизни"

В наше непростое, насыщенное информацией время как понять, где правда, а где ложь? Где факты, а где мнение? Поможет критическое мышление. Это один из soft-skills, который необходимо применять, когда дело касается информации, и который стоит развивать уже с подросткового возраста.
Книга выходит в серии 4К (коммуникация, командное взаимодействие, креативность, критическое мышление). Но она уникальна своей структурой: в ней собраны 10 историй, с которыми сталкивался любой школьник. В ней есть свои герои, которые мирится и ссорятся, встречают сложности и справляются с ними, думают, сомневаются, решают разные задачи. В каждой истории простое объяснение сложных вещей: от когнитивных искажений и конформизма до основ логики и теории принятия решений.

О чем

Логика и критическое мышление, один из самых ключевых навыков 21 века.

Эта книга как раз об этом.

Она интересная и нескучная, в ней собраны 10 историй, с которыми так или иначе встречался каждый.

Вы узнаете

  • Как распознавать стереотипы и не поддаваться их влиянию.
  • Как возникают суеверия.
  • Как общественное мнение влияет на наши решения.
  • Как наш мозг искажает действительность.
  • Как отличать фактические и оценочные суждения, знание и мнение.
  • Как правильно обобщать и классифицировать предметы и идеи.
  • Как рассуждать логично и последовательно.
  • Как убедительно представлять и отстаивать свою точку зрения.
  • Как принимать взвешенные решения.

Цитаты

Критическое мышление помогает нам быть свободными.
Любой выбор становится лучше, если подходить к нему с помощью критического мышления.

Особенности

  • Видеоглава для родителей.
  • Современные иллюстрации.
  • Увлекательные тренажеры для развития способностей: «Проверь, на что ты способен».

Для кого

Для подростков и молодых людей, которые хотят подготовить себя к профессиям будущего и получить конкурентное преимущество на старте карьеры.

Делитесь вашим мнением о книге в соцсетях с хэштегами

#критическоемышление #альпина4К

Награды и рейтинги

Никита Непряхин писатель, автор бестселлеров «Аргументируй это!», «Я манипулирую тобой», «Гни свою линию».

Популяризатор критического мышления в России. Основатель Школы Критического Мышления.

Лауреат книжных и бизнес-премий «За вклад в развитие отрасли – 2016», «За вклад в развитие бизнес-образования – 2018» 

Об авторах

Писатель, бизнес-тренер, радиоведущий. Лучший бизнес-тренер России 2013 года по версии премии Trainings. Ведущий Дебат-клуба.

Пащенко Тарас

Философ. Преподаватель логики, философии и критического мышления. Старший преподаватель школы философии факультета гуманитарных наук Высшей школы экономики. Ведущий преподаватель Школы критического мышления Никиты Непряхина. Лучший преподаватель ВШЭ 2019, 2018, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012 ГГ. Отец троих детей.

Отзывы экспертов

У сегодняшних школьников в ходу фразочка «Ну это же логично!». При этом к логике этот аргумент частенько не имеет никакого отношения. На примере десяти типичных историй — о смене школы, спорах с родителями, вечеринках и учебе — основатель «Школы критического мышления» Никита Непряхин и преподаватель логики в «Вышке» Тарас Пащенко разбирают, что логично на самом деле. Где срабатывает эффект ореола, где действуют стереотипы, почему в ссорах иногда, вопреки здравому смыслу, поступаешь «за компанию» и действительно ли так важно, как одеты твои друзья.

И Никита, и Тарас отлично разбираются в типичных ловушках сознания и на конкретных примерах учат распознавать их и использовать инструмент критического мышления не на уроках, а в обычной жизни. Чтобы проверить, насколько нужна эта книга конкретному ребенку, достаточно пройти тест в начале первой главы. Подросток чаще всего не умеет находить логические сбои и несостыковки в происходящем (далеко не всем взрослым это дано), поэтому книгу стоит читать постепенно, возвращаясь к ней снова и снова, пока привычка мыслить критически не станет естественной.

Наталья Ломыкин,

Литературный обозреватель Forbes

О серии

4К - навыки будущего

Мы уверены, просто знаний сегодня недостаточно. Чтобы быстрее реагировать на любые перемены и преуспеть, нужны навыки будущего. Это креативность, критическое мышление, коммуникация и командная работа, или 4К. Им пока что не учат в школе, но их можно освоить самостоятельно.

Авторы серии, признанные эксперты в этих областях, перевели основные понятия из курса бизнес-школ на язык подростков.

Достаточно выполнить хотя бы 30% заданий из каждой книги и тренироваться каждый день по 5 минут, чтобы реализовывать свои прорывные идеи.

Публикуем фрагмент книги «Критическое мышление». Читайте и критически воспринимайте те новости, что нам говорят каждый день.

ДВЕ РЕАЛЬНОСТИ

Так вышло, что человек живет будто бы в двух реальностях. Первая — реальность вещей, или физический мир. ЭТА РЕАЛЬНОСТЬ НАПОЛНЕНА ПРЕДМЕТАМИ, СРЕДИ КОТОРЫХ МЫ ЖИВЕМ.

Часть из них естественного происхождения: земля, горы, водоемы, растения, животные. Это всё то, что обычно называют ПРИРОДОЙ. Другая часть предметов — искусственные: дома, автомобили, компьютеры, одежда, мебель. Совокупность этих предметов обычно называют КУЛЬТУРОЙ. Культура и природа вместе составляют среду нашего обитания. Особое место в этом мире занимают люди. Непросто понять, относятся они к природе или к культуре, а может быть, и к тому и к другому.

Критическое мышление: понять, где факты, а где — мнение., изображение №2

Идет дождь, мимо тебя проезжает автомобиль, начинается урок, ты читаешь книгу или споришь с мамой — всё это факты.

ВТОРАЯ РЕАЛЬНОСТЬ — РЕАЛЬНОСТЬ НАШИХ МЫСЛЕЙ И СЛОВ.

Моя мысль о проезжающем мимо автомобиле совсем не то же самое, что и проезжающий мимо автомобиль. Так же как и мое высказывание «Мимо меня проехал автомобиль».

В первом случае событие происходит в действительности (как говорят философы, оно объективно, то есть происходит независимо от наблюдателя, СУБЪЕКТА). Во втором случае в моем сознании появляется некая картинка или видеоролик с проезжающим автомобилем и никто, кроме меня, не знает, как эта мысль ВЫГЛЯДИТ. В этом случае моя мысль субъективна — зависит от меня, СУБЪЕКТА. В третьем случае я превращаю свою мысль в слова, чтобы передать ее другим людям (пока еще ученые не изобрели способ читать мысли).

Итак, две эти реальности — это реальность фактов и реальность мыслей и слов. Мы говорим о них по отдельности, потому что между ними нет однозначного соответствия. Есть факты, которые никто не воспринимает. Например, когда в лесу, где нет ни одного человека, падает дерево, то звук, безусловно, раздается, но он ни у кого не отражается в сознании. С другой стороны, многие наши мысли и слова не соответствуют реальным фактам. Воображение позволяет нам придумывать не только отдельные события («я поступил в Гарвард и учусь там не напрягаясь»), но и целые миры (Средиземье Джона Р.Р. Толкина или Вестерос Джорджа Мартина).

Критическое мышление: понять, где факты, а где — мнение., изображение №3

ФАКТИЧЕСКИЕ И ОЦЕНОЧНЫЕ СУЖДЕНИЯ

Помимо того, что мы сообщаем другим о событиях или фактах, нам часто приходится говорить о своем отношении к этим событиям. «Это худший месяц из всех, что я помню», — говорит человек, столкнувшись с черной полосой в жизни. Высказывания, в которых мы оцениваем что-то как хорошее или плохое, полезное или бесполезное, приятное или неприятное, надежное или ненадежное, красивое или некрасивое, вкусное или невкусное, нужное или ненужное, называются оценочными суждениями.

ОЦЕНОЧНЫЕ СУЖДЕНИЯ ВСЕГДА СУБЪЕКТИВНЫ.

В начале такого суждения подразумевается «на мой взгляд» или «как мне кажется». Оценочные суждения невозможно опровергнуть — нельзя сказать, что человек ошибается, говоря о своих впечатлениях. Представь, что кто-то заявляет «Вчера была прекрасная погода!», но ты помнишь, что вчера целый день шел снег с дождем и дул сильнейший северный ветер. Значит ли это, что автор этого суждения заблуждается? Конечно, нет. Ведь он говорит лишь о своем отношении к погоде, а не описывает факты. Он действительно может считать такую погоду прекрасной. Вот если бы он сказал, что вчера весь день светило солнце, тогда его высказывание можно было бы опровергнуть, ведь день на самом деле был пасмурный.

Критическое мышление: понять, где факты, а где — мнение., изображение №4

«БОЛЬШАЯ ПРОБЛЕМА» — ЭТО СУБЪЕКТИВНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА, АВТОРСКИЙ ВЗГЛЯД.

Корректнее было бы сказать: «По моему мнению, нелегальные трудовые мигранты — большая проблема для России». Без этой оговорки суждение пытается замаскироваться под доказанный общепризнанный факт. Его автор делает безапелляционное заявление. В этом случае правильнее было бы использовать фактическое суждение. Например, «нынешний уровень нелегальной миграции приводит к росту безработицы среди местного населения», а читатель сам решит, большая это проблема или нет.

ЗНАНИЕ И МНЕНИЕ

Теперь, когда мы умеем отличать факт от оценки, давай сосредоточимся на фактах, точнее, на суждениях о фактах, которые мы слышим каждый день. Допустим, твой знакомый говорит тебе: «Я знаю, что поступлю в Гарвард». Что конкретно он имеет в виду, делая такой прогноз? Что означает его «знать»? Когда человек говорит о фактах, он просто выражает свое мнение: что-то реально существует в действительности. Например, кто-то говорит: «Меня зовут Алексей». Таково его мнение. Мнение может быть истинным или ложным. Если человека зовут Александр, а он утверждает, что Алексей, он заблуждается или специально вводит в заблуждение других.

ИСТИННОЕ МНЕНИЕ МОЖЕТ БЫТЬ ОБОСНОВАННЫМ И НЕОБОСНОВАННЫМ.

Если автор не способен ответить на вопрос «Почему ты думаешь, что это так?», значит, он просто верит в свое мнение, убежден в нем, но не может его обосновать. Если же автор приводит обоснование, это означает, что он знает. Например, он говорит: «Меня зовут Алексей, потому что меня так называют все близкие, а еще в паспорте так написано». Это может считаться вполне достаточным обоснованием, ведь как иначе мы определим свое собственное имя?

Поэтому, говоря «Я знаю, что поступлю в Гарвард», автор хочет сказать, что у него есть такое мнение, он считает, что это действительно так. Кроме того, человек способен это обосновать. Возможно, он уже сдал вступительные экзаменыили получил приглашение. В любом случае формулировка «Я знаю...» выражает высокую степень уверенности и готовность отстаивать свою точку зрения.

Критическое мышление: понять, где факты, а где — мнение., изображение №5

ВЕДЬ, ЕСЛИ Я ВЕРЮ ВО ЧТО-ТО, ИЗ ЭТОГО НЕ СЛЕДУЕТ, ЧТО НА САМОМ ДЕЛЕ ВСЁ ТАК И ЕСТЬ.

Если я утверждаю, что поступлю в Гарвард, но никак это не обосновываю, тогда мои слова не имеют большой ценности для окружающих, поскольку не основаны на фактах.

КАК ПРОВЕРИТЬ СЛОВА?

Представим: твой одноклассник говорит, что классную руководительницу собираются уволить. Как поступить в этой ситуации? Ты и твои одноклассники очень хорошо к ней относятся, и без нее вам явно будет хуже. При этом никаких причин для увольнения точно нет. Писать петицию? Устраивать митинг? Обращаться к попечительскому совету школы?

ПРЕЖДЕ ВСЕГО ВКЛЮЧАТЬ КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ!

Давай порассуждаем. Может ли твой одноклассник ошибиться?

ДА, ВСЕ ОШИБАЮТСЯ.

Чтобы проверить эту гипотезу, спросим, почему он так решил? Оказывается, он случайно услышал разговор между классной руководительницей и директором, в котором и прозвучало «Мне очень жалко с вами прощаться», «Кому же мы оставим детей?». Могут ли эти фразы означать что-то еще помимо увольнения? Конечно. Командировку, отпуск, конференцию, больничный, повышение квалификации, да мало ли что?

Когда сомнение становится очевидным, можно проделать несколько шагов, к которым прибегают журналисты для проверки достоверности информации:

ОТБРОСЬ ЭМОЦИИ.

Твой страх перед беспросветным будущим или печаль по поводу предстоящей разлуки может сильно сказаться на способности критически мыслить. Помни об этом, опирайся на факты, а не на эмоции.

СПРОСИ СЕБЯ, НАСКОЛЬКО ЭТО СООБЩЕНИЕ СОВПАДАЕТ С ТВОИМИ ОЖИДАНИЯМИ.

Люди склонны легко соглашаться с тем, что соответствует их ожиданиям. Если у тебя было подозрение, что классную руководительницу собираются уволить, — сомневайся сильнее.

Мысль «Я так и знал!» — первый признак готовности верить во всё что угодно. Не бойся поставить под сомнение чьи-то слова и поспорить с автором новости. «Фома неверующий» — это отнюдь не ругательство для критически мыслящего человека.

ИЩИ ПЕРВОИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ ИЛИ ПОДТВЕРЖДЕНИЕ ИЗ НЕСКОЛЬКИХ НЕЗАВИСИМЫХ ДРУГ ОТ ДРУГА ИСТОЧНИКОВ.

Например, можно спросить у завуча, директора и других учителей, действительно ли речь идет об увольнении.

Собирай дополнительную информацию. Кого именно увольняют, за что, когда, окончательно ли принято решение об увольнении?

Alpina-Kids.png



Код для вставки на форуме:
Текст сообщения*
:) ;) :D 8) :( :| :cry: :evil: :o :oops: :{} :hard: :green: :cat: :asian: :yellow: :niger: :ok: :queen: :blind: :megafon: :king: :sick:
Загрузить изображение
 
Работает на "1C-Битрикс: Управление сайтом"
Материалы, представленные на сайте, взяты из открытых источников. Информация используется исключительно в некоммерческих целях. Все права на публикуемые аудио, видео, графические и текстовые материалы принадлежат их владельцам. Если вы являетесь автором материала, и есть претензии по его использованию, пожалуйста, сообщите об этом.




Яндекс цитирования