Николай Мамин "Крохальский серпантин; Законы совместного плавания"

Издательство "РуДа" представляет новую книгу писателя-мариниста Николая Ивановича Мамина, в которую вошли две повести  "Крохальский серпантин" и "Законы совместного плавания". 

О книге

Герои Николая Мамина полнее всего раскрываются в драматической, напряжённой обстановке, когда душа человека высвечивается изнутри. Порой достаточно мгновения, чтоб подлинная его сущность стала бесспорной. Не надо съедать пресловутый пуд соли, чтобы узнать друг друга. Надо один раз вместе провести машину над обрывом по северному тракту, оказаться перед лицом врага, пройти через таёжный бурелом... Здесь выверяются и формируются моральные принципы, которые писатель назвал законами совместного плавания. Они просты, как хлеб и воздух, и столь же незыблемы для жизни. И проступают они чаще всего без деклараций, как нечто само собой разумеющееся и всё-таки самое важное в оценке человека. Свои произведения сам писатель охарактеризовал так: «Есть такое флотское наставление, вроде устава. Как плавать вместе. Но я несколько расширил сферу его действия. Ведь все мы в совместном плавании. И берег ещё далёк».

Для широкого круга читателей.

Об авторе

Мамин Николай Иванович - русский прозаик.

Н.И. МаминПодписывался также псевдонимами: Николай Ман и Николай Ропчин.

Николай Мамин родился в большом волжском селе Балакове. Ныне это крупный город с машино- и судостроительными заводами, начало которым было положено семьей купцов Маминых. Отец Николая, русский инженер и промышленник Иван Мамин, имя которого было занесено в Большую Советскую Энциклопедию, сконструировал первый в России дизельный двигатель для речных судов и построил завод этих двигателей; причем сын его, Николай Мамин, никогда не скрывал своего происхождения - скорее, наоборот, он гордился им и писал о нем во всех анкетах.

Окончив школу, молодой Николай Мамин приезжает в Ленинград. Начав работать на предприятии, отслужив затем 4 года в военном флоте, в начале 30-х годов он начинает литературную деятельность, сначала в литературной студии (вместе со ставшими потом известными поэтессами Ольгой Берггольц и писателем - маринистом Леонидом Соболевым), а затем становится профессиональным писателем. Писательская судьба его складывается блестяще: его проза, стихи, очерки печатаются в популярных журналах «Знамя», «Звезда», «Молодая гвардия», «Смена»; выходит первая книга рассказов; готовится вторая; он принят в Союз писателей. И в 1936 году все разом обрывается: арест. Повод - смехотворный: у него дома находят при обыске среди прочих книг книгу репрессированного автора. В результате забраны и уничтожены все рукописи, рассыпан набор новой книги. И вот - 10 лет в «Ухталаге».

Территория «Ухталага» была растянута на тысячу километров, и работали там десятки тысяч человек: валили лес и возили на строительство воркутинских шахт. Сам Николай Иванович, начав лесорубом, потихоньку делал там «карьеру»: работал потом шофером, механиком. Однако писать не было никакой возможности. Правда, от того времени остался у него с десяток истрепанных ученических тетрадок - они сейчас находятся в Красноярском литературном музее. В них мельчайшим почерком (видимо, из экономии бумаги) написаны лагерные дневники, где - чернилами, где - карандашом, так что тексты эти теперь порой трудно разобрать.

В 1946 году Николай Иванович освобождается из заключения и тотчас окунается в литературную работу: ездит по странам, изучает жизнь (10 лет отключения из жизни много значат!), пишет и подготавливает к изданию новую книгу. Но в 1949 году - новый арест; опять - уничтожение всех рукописей и 10-летняя ссылка в глушь Красноярского края, в село Мотыгино; повод - переквалификация прошлой судимости: сталинской репрессивной машине не удалось за 10 лет истереть человека в пыль.

В его ссыльном «личном деле» чудом сохранилась анкета от 1951 года. На издевательский вопрос «Как вы работаете над повышением своего идейно - теоретического уровня?» он отвечает: «Систематически не работаю, так как даже газеты не всегда достанешь». Сохранилось также его письмо, датированное 17.03.52 г., к С.В. Сартакову, бывшему тогда руководителем Красноярской писательской организации. Это письмо на четырех страницах - настоящий вопль одинокого в пустыне и мольба о помощи. Он продолжает писать очерки и рассказы, рассылает их, пытаясь опубликовать хотя бы под псевдонимом, но его непременно разоблачают и публиковать не дают. От отчаяния он пишет Сартакову: «Впервые… я решился взять действующими силами своей повести образ И.В. Сталина, любовь к нему молодежи и берущую от этой любви истоки трудовой доблести». Он надеется таким образом «сделать вещь, которая впоследствии, может быть, послужит основанием к пересмотру моего дела». Но это не помогло ему - он освобождается только после смерти Сталина, в 1956 году, по реабилитации из-за невиновности.

Мамин переезжает в Красноярск, включается в литературную жизнь, пишет и издает книги. Но для его неуемной души мало было пережитого. Он много ездит по краю, а в 1968 году задумывает плавание Северным морским путем с экспедицией.

Путешествие закончилось трагически: авария судна в Беринговом море, высадка на берег, безуспешная попытка найти местную метеостанцию и - гибель Николая Ивановича 9 октября 1968 года после перехода вброд речки в условиях начавшейся зимы. Похоронен он в далеком поселке Беринговском.

Остались неопубликованными: «Военное море», «Пуща» (повесть о новой литовской деревне), поэма «Сказание о кронштадтском пушкаре Петре и корабельном коте Мартоне», незаконченная поэма «Субмарина его величества», «Баллада о летучем голландце».  

Развороты книги

Отзывы

Николай Иванович Мамин старше Великого Октября ровно на одиннадцать лет. И вся сложная полувековая история Советской власти, словно кирпичиками и гранитными глыбами, прочно уложена в его крепкой писательской памяти биографиями самых разных людей, с которыми его сталкивала судьба. Потому так ярки и впечатляющи его образы; потому в его книгах такое многообразие профессий — от лесоруба, шофера, моряка до партработника, комиссара, контрадмирала; потому так широк охват исторических событий — Октябрьская революция, Великая Отечественная война, наши дни.«Знамя девятого полка», «Витязи Студеного моря», «Златые горы», «Валеркина любовь», «Крохальский серпантин», «Полевой «цейс» — этими повестями Николай Мамин далеко не исчерпал всего того, о чем хотел бы поведать своему современнику.

***

...Автор книги, Николай Иванович Мамин, был из тех советских писателей, чей жизненный путь резко изменил направление в печально известном 1936 году… Обыски, аресты, 8 лет лагерей, потом свобода – и повторный арест, с уничтожением всех рукописей, и снова ссылка в Красноярский край… И этот человек, вы представляете, все равно не бросил писать!

И вот, наверное, именно из-за всех житейских невзгод и трудностей и получались у Мамина книги настолько искренние, добрые и настоящие, что хочется советовать их всем и каждому. Не ожесточился человек, не потерял веру в людей, не забросил творчество. А наоборот, в своих книгах писал о радости бытия, о красивой природе, о любви и дружбе, о порядочных и справедливых поступках. Ведь, несмотря ни на что, в любые времена, хорошие люди тоже есть. На них и держится мир...

kisunika

ruda-logo.png



Код для вставки на форуме:
Текст сообщения*
:) ;) :D 8) :( :| :cry: :evil: :o :oops: :{} :hard: :green: :cat: :asian: :yellow: :niger: :ok: :queen: :blind: :megafon: :king: :sick:
Загрузить изображение
 
Работает на "1C-Битрикс: Управление сайтом"
Материалы, представленные на сайте, взяты из открытых источников. Информация используется исключительно в некоммерческих целях. Все права на публикуемые аудио, видео, графические и текстовые материалы принадлежат их владельцам. Если вы являетесь автором материала, и есть претензии по его использованию, пожалуйста, сообщите об этом.




Яндекс цитирования