Зачем, чему и как учить?

на семинаре Скрипола выложила статью, привожу ее здесь, а интересно обсудить... периодически обсуждаем с друзьями, а отдавать ли ребенка в музыкальную школу... А вы как считаете?



Г. Биктимирова Подумаем вместе

"Всякая педагогика определяется ответами на четыре вопроса: кого учить, для чего учить, чему учить и как учить."( Г.Коган) Как ответит на эти вопросы преподаватель фортепиано районной музыкальной школы?

Кого учить? - Конечно всех, в том числе и не очень одаренных детей. ( Этот вопрос самый легкий).

Для чего учить? - Здесь появляется масса ориентиров. Принципиальных же два: подготовка профессиональных музыкантов (довольно небольшой процент учащихся, один, два на класс) и воспитание образованного дилетанта. Вот о нем, родимом, и поговорим дальше. Дальше два интересных, на мой взгляд, вопроса.

Чему учить и как учить? - Г. Коган отвечает так- " в основном двум вещам: во-первых, внимательному и грамотному чтению нотного текста, пониманию выраженного этими нотами музыкального замысла автора; во-вторых, технике, то есть приемам и средствам, позволяющим воплотить на инструменте…то, что исполнитель "вычитал" в нотах.

Итак текст плюс техника.
"Текст + техника = универсальная формула, но за годы педагогической деятельности приходишь к выводу, что для дилетанта немаловажным является умение музицировать без нотного текста (подбор по слуху, сочинение, импровизация). Как этому научить? Один из вариантов - введение в курс специального фортепиано элементов творческого музицирования.

Каковы цели и задачи занятий музицированием?
- Увлечь, заитересовать ребенка, постараться сделать занятия фортепиано ярким эмоциональным моментом эстетического восприятия.
- Развить творческие (в том числе и композиторские, и исполнительские) способности детей.
- Освоить некоторые первоначальные понятия практической теории музыки.

Чему учить на уроках музицирования? - В младших классах ученика можно научить сочинять небольшие пьесы в форме периода, простой трехчастной формы, ориентироваться в несложных жанрах и соответствующих им фактур(песня, полька, марш, вальс), освоить первоначальные навыки джазовой импровизации, основы практической теории музыки(интервалы, аккорды, тональности и их применение в подборе по слуху, в сочинении).

Как учить на уроках музицирования? - Только радостно! Ребенок должен чувствовать себя на занятиях свободно, освоение новых знаний должно проходить естественно, без лишнего нажима. Нужно уметь восхищаться каждой маленькой "победой" вашего ученика, и тогда ребенок будет уходить с урока, окрыленный своими успехами.

Р.S. Не хотелось бы, чтобы у читающих возникло ощущение, что автор против классической формулы "текст+техника", просто мне кажется, пришло время к этой формуле добавить что-то новое.

Идем дальше. Вопрос "чему учить" хорошо было бы оставить профессионалам. У них методики, программы, у них учебные планы и пр. Увы, здесь кроется большая проблема. Автор предлагает больше внимания уделять музицированию, ипровизации, игре по слуху. И нормальный преподаватель обязательно будет использовать их элементы в занятиях. Поначалу.

Пока ребенок еще маленький и только начинает учиться. Но постепенно про это забудется, и на первый план выйдет разучивание. Гаммы, этюды, развитие пианистических навыков, обязательная полифония и т.д. в соответствии с методиками, программами и учебными планами и пр. И далеко от этих планов преподаватель отойти не может, даже если желание будет. Потому что музыкальная школа - бюджетное учреждение, контролируемое и аттестуемое. И где по каждому ученику составляется куча бумаг.

А ведь дети разные, и всех под одну гребенку не подстрижешь.

Конечно, все не столь жестко, да и преподаватели тоже разные. Но все же надо учесть, что детишек у них много, и выкладываться на каждом далеко не всякий сможет. А значит, весьма велика вероятность, что ваш ребенок скоро перестанет вписываться в систему. Да, к сожалению это система музыкального образования. Хоть слово и относится к музыке, занятию, вообще-то, творческому.

Система творчества. Какое-то внутреннее противоречие присутствует, не правда ли? Спору нет, обучение музыке подразумевает множество не очень увлекательных, рутинных вещей, и от этого никуда не деться. Печально то, что зачастую рутина начинает преобладать, а элемент творчества потом и вовсе куда-то пропадает. И тогда - пиши пропало. Далеко не всякий ребенок будет заниматься долбежкой и заучиванием, если ему не интересно.
Постарайтесь почаще присутствовать на занятиях по инструменту. И тогда, быть может, вам станет более понятно, почему ваш ребенок, еще не так давно радостно рассказывавший о том, какую замечательную песенку он разучил на уроке, теперь ищет причины, чтобы не садиться дома за инструмент. А понимание проблемы - уже часть ее решения.

«Как учить на уроках музицирования? - Только радостно! Ребенок должен чувствовать себя на занятиях свободно, освоение новых знаний должно проходить естественно, без лишнего нажима.»
Покажите мне человека, который стал бы с этим спорить.

Впрочем, сами преподаватели, скорее всего, потом и добавят про то, что «надо». Что надо то и надо сё, про трудолюбие, про обязательность регулярных упражнений и прочее. И все это правильно. Действительно, играть как следует не научишься без усердия и постоянной практики. Но много ли детей добровольно пойдут на такое? Ведь, чего греха таить, и взрослые, которые, казалось бы, способны логически выстраивать причинно-следственные связи, далеко не всегда могут перебороть себя, заставить делать что-то неприятное. Даже осознавая необходимость этого и последствия своего действия или, наоборот, бездействия.

Особенно умиляет манера увещевать детей присказками на тему 1% таланта и 99% пота и крови, еще и с приведением цитат. Или же «стимуляция» к труду уже затосковавшего ребенка по принципу «да у тебя сейчас и нагрузки-то никакой нет, радуйся, вот когда поступишь в училище-консерваторию, вот там придется работать по-настоящему».

И что подумает нормальный ребенок, которого «порадовали» подобными перспективами? Буду кем угодно, только не музыкантом.
А что он сделает?

Вариант первый: перестанет в конце концов учиться. Но на это способны не все дети и далеко не во всех семьях (зависит от характера и от обстановки в семье).

Вариант второй: будет продолжать ходить на занятия на шатко-ни валко, лишь бы не приставали.

Вариант третий (самый унылый): будет продолжать прилежно учиться. Чтобы не огорчать родителей или же из чувства страха. И постепенно возненавидит всю эту музыку. Тут, честно говоря, уже не проблема с музыкой, а вообще проблемы в семье.

Все эти варианты буквально окружают нас. Поспрашивайте своих знакомых, не имеющих ни малейшего отношения к музыке. И удивитесь, сколько среди них обнаружится учившихся когда-то в музыкальной школе. Встретятся даже доучившиеся. И лишь немногие из них хоть изредка что-то пытаются теперь играть. А ведь всех их взяли учиться, то есть, как минимум, какие-то музыкальные задатки у них были. И интерес был.
Был, да сплыл.

А кто мешает вместо постоянного «давай-давай» (особенно сильного как раз при наличии хороших способностей, потому что школа сразу садится верхом на таких детей, так как ей нужны выступления учеников на концертах, грамоты и места на конкурсах - такова система) и загруза на тему слез, пота и крови, попытаться показать ребенку радость от постижения нового, понимания услышанного, от красиво сыгранной разученной или даже сочиненной композиции, от полученной благодарности от слушателей... И все, что для этого нужно – чуть-чуть постараться. И никаких слез и крови.

Увы, ребенок до осознания необходимости пота еще не дорос, а радость общения с музыкой уже куда-то улетучилась, как минимум, в рамках школьной программы (а от нее никуда не деться). Получается какая-то возрастная вилка, в которую дети начинают попадать через пару-тройку лет после начала обучения. И далеко не всякий преподаватель может, да и хочет искать из нее выход. Ведь хороший детский преподаватель – прежде всего еще и педагог.

Поэтому еще раз призываю. Дорогие мои, не пускайте дело на самотек, участвуйте в процессе, следите за тем, чему и как учат вашего ребенка. И главное – как он на это реагирует. Вопросы это непростые, но вполне решаемые. И педагоги хорошие тоже существуют.

Было бы желание. Для начала ваше. А тогда и у ребенка оно, скорее всего, будет.
P.S. К уже сформулированным вопросам я бы добавил еще один.
Когда учить? Точнее - когда начинать.

Да вот прямо сейчас и начинать! Что, еще и детей пока нет? Очень хорошо. Есть время подготовиться. Потом его будет меньше, так что ловите момент, слушайте хорошую музыку, читайте, ходите на концерты.

Во время беременности уже надо непосредственно приступать к процессу музыкального образования будущего ребенка путем регулярного прослушивания хорошей музыки, не слишком экспрессивной или трагичной, и, не дай Бог, депрессивной. Авангард тоже может подождать, пусть будет больше гармонии и мелодизма. Моцарт очень хорош. Шнитке - не стоит, на всякий случай. Помимо прочего, хорошая музыка оказывает мощнейшее положительное эмоциональное воздействие, а значит - способствует появлению здорового малыша.
Работает на "1C-Битрикс: Управление сайтом"
Материалы, представленные на сайте, взяты из открытых источников. Информация используется исключительно в некоммерческих целях. Все права на публикуемые аудио, видео, графические и текстовые материалы принадлежат их владельцам. Если вы являетесь автором материала, и есть претензии по его использованию, пожалуйста, сообщите об этом.




Яндекс цитирования